Расширенное воспроизводство инновационного потенциала позволяет модернизировать технологическую базу региональной экономики и существенно повысить конкурентоспособность ее продукции. В качестве системообразующего звена инновационной инфраструктуры, организационно обеспечивающего расширенное воспроизводство инновационного потенциала территории нами предлагается создание регионального инновационного центра Ростовской области (РИЦ). Основные направления деятельности РИЦ:
- аналитическая, информационная и консультационная поддержка Администрации Ростовской области в сфере инновационного развития территорий, разработка программ социально-экономического и научно-технологического развития, проведение выставок, конференций, семинаров, иных мероприятий;
- содействие развитию предпринимательства в научно-технической сфере, инновационной деятельности вузов, академических и отраслевых институтов и выполнение инновационных проектов, направленных на развитие науки, создание и внедрение новых наукоёмких конкурентоспособных технологий на предприятиях региона;
- проведение экспертизы научно-технических проектов, новых технологий, областных программ, обеспечивающих создание конкурентоспособных образцов техники и продукции и способствующих насыщению рынка произведенными на их основе товарами;
- организационно-экономическая поддержка и внедрение новых технологий и «ноу-хау» с использованием патентов;
- привлечение на конкурсной основе субъектов предпринимательства, отечественных и иностранных инвесторов к реализации инновационных программ.
РИЦ призван координировать деятельность центров трансфера технологий (ЦТТ), центров техники и патентов (ЦТП), инновационно-технологических центров (ИТЦ), технопарков и других субъектов инновационной деятельности, финансируемых за счет средств областного бюджета. Высоким эффектом на региональное развитие обладают региональные центры трансфера технологий (ЦТТ), осуществляющие свою деятельность по следующим направлениям:
- формирование банка данных по существующим инновационным разработкам, исследованиям, проектам;
- формирование пакета запросов реального сектора экономики на решение наиболее острых проблем на основе новейших технологий;
- содействие в коммерциализации инновационных проектов;
- отбор и оценка проектов, обладающих коммерческим потенциалом, маркетинговые исследования рынка и создание баз данных;
- создание информационных каналов для продвижения продукта;
- оценка интеллектуальной собственности, поиск промышленных предприятий, заинтересованных в конкретных разработках.
Приоритетные направления формирования инновационного потенциала регионального развития определяются в соответствии с целями, обозначенными в нормативных правовых актах РФ и Ростовской области, регламентирующих вопросы социально-экономического, научно-технического, промышленного развития. Создание комплексной системы мониторинга приоритетных направлений инновационного развития обеспечит их своевременное уточнение. Эти направления детализируются в рамках Перечня критических технологий Ростовской области, необходимых для концентрации усилий на ключевых направлениях развития и практической реализации имеющегося в регионе инновационного потенциала.
Существующая рыночная инфраструктура не обеспечивает равного доступа к ресурсам и услугам для всех участников инновационного процесса, что ограничивает коммерциализацию результатов научно-технической деятельности. Значительную потребность в оборудованных офисных и промышленных помещениях с низкой арендной платой испытывает малый высокотехнологичный бизнес. Крупные и средние предприятия и организации особенно нуждаются в доступе к дорогостоящему оборудованию, долгосрочным беззалоговым кредитам. В связи с этим планируется дальнейшее развитие сети бизнес-инкубаторов, ИТЦ, технопарков, центров коллективного доступа к научному оборудованию, экспертно-консультационных структур, центров техники и патентов, субсидирование части затрат по уплате процентов по коммерческим кредитам.
Сектор новых инновационных компаний является основным источником нововведений, однако государственная система поддержки недостаточно ориентирована на нужды инновационного сегмента малого предпринимательства. Неразвита и кооперационная сеть «наука и образование - инновационный малый и средний бизнес - крупный бизнес», что препятствует распространению знаний из сектора исследований и разработок и их капитализации в донской экономике. Слабо развиты институты, стимулирующие связи между научными, учебными организациями и инновационными фирмами, между крупными компаниями и малым бизнесом. В связи с этим необходимо:
- образование и развитие финансовых институтов, обеспечивающих непрерывность финансирования бизнес-проектов на всех стадиях инновационного цикла (инновационные фонды, венчурные компании, «бизнес-ангелы»);
- развитие производственно - технологической инфраструктуры инновационной деятельности (технопарки, ИТЦ, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и т.п.);
- содействие развитию кооперационных связей между субъектами инновационной системы (развитие центров субконтрактации и аутсорсинга);
- развитие информационной, экспертно-консалтинговой и образовательной инфраструктуры инновационной деятельности.
В настоящее время из-за высокой конкуренции большинство компаний испытывают потребность в инновациях, но эта потребность находится в разрыве со спросом на инновации из-за высоких рисков, административных барьеров, проблем доступа к долгосрочным финансовым ресурсам при неразвитости механизмов государственно-частного партнерства. Это приводит к тому, что спрос на инновации сосредоточен в крупных компаниях сырьевого сектора, которые слабо представлены в Ростовской области (за исключением угледобывающих). Поэтому региональный сектор исследований и разработок в определенной мере отсекается от финансируемых заказов на инновационные разработки. В связи с этим целесообразно создание промежуточной структуры, осуществляющей взаимодействие между заказчиками из других регионов и местными компаниями. Эти функции могут быть поручены региональному инновационному центру.
Основные риски реализации пессимистического (инерционного) сценария развития региона обусловлены:
- созданием на территории России хорошо оснащенных промышленных производств с низкой добавленной стоимостью вместо высокотехнологичных комплексов, что приведет к конкуренции за привлечение дешевой рабочей силы (прежде всего, в угольных районах);
- утратой конкурентных преимуществ, связанных с креативным потенциалом сферы исследований и разработок и развитием человеческого потенциала в целом;
- ослаблением эффективности системы разработки оборонных и «двойных» технологий.
В рамках активного сценария инновационного развития необходимо опережающее развитие среды «генерации знаний», обеспечение конкурентоспособности сектора исследований и разработок на приоритетных направлениях, создание эффективной инновационной инфраструктуры и стимулирование широкой технологической модернизации отраслей экономики. Для реализации активного сценария требуется:
- концентрация бюджетных и внебюджетных ресурсов, предназначенных для финансирования НИОКР и наукоёмких проектов, на приоритетных направлениях;
- обеспечение доведения новых наукоёмких технологий до предприятий и организаций реального сектора экономики, а также информации о имеющемся на них спросе.
В рамках оптимистического (активного) сценария в качестве основных задач выделены следующие:
- создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства;
- создание эффективной региональной инновационной системы;
- развитие институтов использования и правовой охраны результатов исследований и разработок;
- модернизация экономики на основе технологических инноваций.
В результате решения этих задач по мере развития потенциала и формирования адекватной спросу структуры предложения сектора исследований и разработок предполагается реализация приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Ростовской области и приоритетов технологического развития. Одновременно будет расти объем экспорта научных услуг и результатов деятельности инновационного сектора как самостоятельной отрасли экономики. Ориентация региональной экономической политики на поддержку и стимулирование инновационной активности предприятий и организаций позволит обеспечить развитие конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условия для его расширенного воспроизводства. По оценкам, Россия только от экспорта наукоёмкой продукции ежегодно может получать 120-150 млрд. долл. Ростовская область, занимающая 11 место среди субъектов РФ по инновационному потенциалу, способна за счет экспорта наукоемкой продукции дополнительно получить значительные объемы финансовых средств и повысить тем самым заинтересованность иностранных компаний в размещении на территории региона своих производств и научных лабораторий. Для этого требуется:
- поддержка донских экспортеров наукоемкой продукции;
- формирование и финансирование объединенного областного заказа на научно-техническую продукцию;
- оказание организационно-экономической поддержки субъектам инновационной деятельности;
- подписание соглашения между Администрацией Ростовской области, ведущими вузами и НИИ о совместной деятельности, направленной на ускорение вовлечения в хозяйственный оборот наиболее перспективных результатов НИОКР;
- стимулирование модернизации производства за счет импортозамещающих технологий, разработанных в Ростовской области.
Финансирование реализации оптимистического сценария складывается из бюджетной и внебюджетной составляющих. Объем бюджетной составляющей формируется из следующих источников:
- бюджетные НИОКР и исследования;
- кредитные ресурсы государственных банков, предоставляемые в режиме кредитов развития на технологическое переоснащение и на вхождение в международные технологические проекты (до 100-150 млрд. руб. в год в целом по России);
- субсидирование части затрат по кредитным, лизинговым платежам, компенсация части расходов на участие в выставках, оплату патентных платежей;
- целевая закупка созданной в рамках объединённого регионального заказа наукоемкой продукции;
- развитие инновационного сектора в рамках реализации четырех Национальных проектов.
Предпринимательский сектор характеризуется неразвитостью сетей субподряда, при этом малый инновационный бизнес слабо интегрирован в цепочки формирования стоимости. В сочетании с плохой восприимчивостью крупных и средних предприятий к инновациям в силу их недостаточно эффективных систем управления это существенно ограничивает приток в предпринимательский сектор инновационных решений. Для преодоления такой ситуации в рамках реализации активного сценария необходимы следующие основные меры:
- стимулирование спроса на инновации в предпринимательском секторе региональной экономики, технологического перевооружения компаний, организации выпуска и экспорта новой высокотехнологичной продукции, создания новых высокотехнологичных фирм;
- бюджетно-налоговое стимулирование научно-технической деятельности и спроса на её результаты;
- содействие развитию международной технологической интеграции предприятий и организаций региона;
- формирование общих условий для развития государственно-частного партнерства в сфере инновационной деятельности;
- формирование системы технологического прогнозирования развития региона на долгосрочную перспективу (технология форсайта) и механизмов определения приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, Перечня критических технологий и приоритетов технологического развития;
- областная (организационная, финансовая, информационная) поддержка проектов совместных исследований предприятий и вузов в рамках приоритетных направлений развития;
- обеспечение инновационной направленности системы закупок для государственных нужд (включая объединенный региональный заказ на научно-техническую продукцию);
- расширение и «программирование» спроса на инновации в крупных компаниях.
Таким образом, реализация активного сценария инновационного развития является наиболее оптимальным вариантом действий.