Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

На сегодняшний день состояние легкой промышленности России требует пристального внимания со стороны правительства и Торгово-Промышленной Палаты РФ. Доля товаров легкой промышленности составляет лишь около 2% от  общего объема всего отечественного производства. Отечественных товаров на российском рынке около 30- 40 %, из  них доля товаров  легкой промышленности Дальневосточного региона сводится к 7%. Но в истории развития данной отрасли  на Дальнем Востоке были и периоды подъема, когда начиналось строительство новых фабрик, технически переоснащались имеющиеся производственные объединения.

В 1956-1964 гг.  в стране осуществлялись значительные преобразования материально-технической базы всего народного хозяйства, которые охватывали и отрасли легкой индустрии. Создавались определенные объективные предпосылки для дальнейшего повышения уровня жизни народа. Главным условием повышения благосостояния трудящихся являлось развитие производства предметов широкого потребления. Важная роль отводилась при этом именно легкой промышленности.

В августе 1953 г.  легкая промышленность страны получила значительный политический импульс для своего развития. От легкой индустрии во многом зависело как  решение социальных вопросов, так и общее состояние экономики. Не случайно, еще XIX съезд партии (1953г.) определил особо важную задачу «обеспечить высокие темпы  роста производства предметов массового потребления». Концентрированное выражение такая политика  получила в постановлениях Совета Министров СССР и  ЦК КПСС от 28 октября 1953 года «О расширении производства промышленных товаров широкого потребления и улучшения их качества»[1].   Постановление предусматривало в качестве неотложной задачи повешение обеспеченности населения промышленными товарами - тканями, одеждой, мебелью и  другими  предметами культурно-бытового и домашнего обихода. Решениями съезда намечалось строительство большого количества предприятий легкой и пищевой  промышленности.

Таким образом,  именно 50 - 60 гг. стали тем временем, когда впервые правительство заявило о необходимости вложения серьезных инвестиций в легкую промышленность страны.

В 1954-1964 годах в развитии производственно-технической базы в Хабаровском крае, Приморье, на Сахалине и Камчатке были предприняты следующие организационные шаги:  реконструкция действующих предприятий, расширение имеющихся производственных площадей, строительство новых фабрик.  Так, в 1954г.   началась реконструкция фабрик в ЕАО,  тогда же был заложен фундамент швейной фабрики в Комсомольске-на-Амуре и новой фабрики в Хабаровске, ввод в эксплуатацию которой  был намечен на 1959 г; в  1964 г. начато строительство трикотажной фабрики в Биробиджане. В это же время разрабатываются планы по строительству  швейных, трикотажных и обувных фабрик в городах  Уссурийск, Артем, Южно-Сахалинск, Петропавловск, Находка, Сучан.

В состав Хабаровского управления легкой промышленности входили: Хабаровская швейная фабрика № 1, Хабаровская обувная фабрика, Биробиджанская швейная, швейно-трикотажная, обувная фабрики, швейная фабрика, кожевенный завод и обувной комбинат г. Благовещенска, Камчатская швейная фабрика, Южно-Сахалинская швейная фабрика, обувной завод и завод резиновой обуви  Сахалина.  

Данные предприятия работали на довоенном оборудовании, значительная часть операций и почти все вспомогательные работы выполнялись вручную, что снижало производительность труда. К тому же почти все фабрики использовали привозное сырье, качество которого не всегда соответствовало ГОСТам и техническим условиям.  Вследствие этого очень высокой была себестоимость выпускаемой продукции: в 1958 г. затраты на 1 рубль товарной продукции составляли 95 коп.

Возрастающая потребность населения Дальнего Востока  в товарах народного потребления, в частности в тканях, одежде, обуви, галантерейных товарах, покрывалась за счет завозных.  В исследуемый период темпы развития легкой промышленности в регионе были значительно увеличены. Согласно  архивным данным, по предприятиям легкой промышленности Хабаровского края  в 1961 г. предусматривалось выпустить  валовой продукции на 640,8 млн. руб., что на 489,8 млн. руб. больше, чем в 1955 г.  Прирост намечался за счет ввода в эксплуатацию Хабаровской швейной фабрики №2, мощности которой,  позволяли выпускать продукции на 600 млн. руб. в год[2], и новой швейной фабрики в  г. Комсомольске-на-Амуре. Была также начата реконструкция действующей швейной фабрики в г. Хабаровске. 

Объем капиталовложений, согласно плана Министерства лёгкой промышленности на 1956 - 1960 гг., составлял 114,5 млн. руб. Данные средства предполагалось направить на строительство новых швейных фабрик и организацию дополнительных отраслей промышленности (трикотажной, галантерейной) в Хабаровском крае. В плане также намечалось строительство в г. Хабаровске фабрики головных уборов. Ее необходимость была вызвана растущими потребностями населения в данном виде продукции и наличием «большого количества остатков тканей швейных фабрик и второстепенного пушного сырья, добываемого в нашем крае».[3]

В системе Министерства промышленных товаров на всем Дальнем Востоке не было трикотажных фабрик, за исключением небольшой трикотажной промышленной артели в г. Биробиджане.  Доля товаров, производимых данной артелью,  составила на 1959 г. всего лишь 7,8 % от общего количества реализованной в крае трикотажной продукции[4]. Поэтому в крае предусматривалось строительство нового трикотажного комбината для производства пряжи, ткани, ваты, марли и пошива трикотажных изделий.  С 1965 г. комбинат стал специализироваться на выпуске верхнего трикотажа.  Мощность по выпуску данных изделий составляла примерно 900 тыс. изделий в год.

В Дальневосточном регионе население испытывало  потребность не только в одежде, но и в обуви.  В системе Министерства легкой промышленности  от Байкала до Чукотки имелись всего две небольшие обувные фабрики в г. Хабаровске и г. Биробиджане и обувной цех при кожевенном заводе в Приморском крае на ст. Океанская. В 1960 г. при общей реализации кожаной обуви в крае на сумму 24,1 млн. руб. на месте было произведено такого рода продукции только на 2,6 млн. руб. или 10,8%.  Эти факты говорили о необходимости строительства обувных фабрик.

В 1958 г. было начато строительство новой обувной фабрики в г. Биробиджане. Одновременно осуществлялась  реконструкция уже действующих обувных фабрик с доведением их мощности до 100 тыс. пар кожаной обуви в год. В Биробиджане также была небольшая пимокатная фабрика, но объем проданной в крае валяной обуви не превышал в 1959 г.  20,5% [5]. В суровых климатических условиях край испытывал явный недостаток в валяной обуви, поэтому шел процесс расширения производства валенок, создавались  новые  производственные площади.

Таким образом, задача правительства по обеспечению ускоренного выпуска товаров народного потребления была выполнена, процесс развития  легкой отрасли в Хабаровском крае шел довольно активно, рост выпуска продукции на 1960 г. составил  504,7 млн. руб.

К 1954 г. в Приморском крае  функционировали пять предприятий легкой промышленности: Владивостокская швейная фабрика № 1 выпускала шерстяные костюмы и детские брюки; швейная фабрика «Работница» в г. Ворошилове  специализировалась на пошиве дамской верхней одежды; Спасская швейная фабрика изготавливала мужское зимнее пальто; Владивостокская фабрика головных уборов производила до 200 тыс. головных уборов: шляп, детских форменных фуражек и пр.; Приморский кожевенно-обувной комбинат выпускал кожаную обувь, сумки, портмоне[6].  Все имеющиеся фабрики и комбинат производили обуви и одежды  лишь на 58 млн. рублей в год[7].

Таким образом, потребность населения края в швейных изделиях, особенно в детской,  спортивной одежде и обуви, удовлетворялась очень плохо.

В это же время в крае сложилось «ненормальное положение»[8] с трудоустройством женщин.  Более 53% всех женщин, а также  девушек, окончивших 7, 10 классы,  не могли трудоустроиться[9]. Дело в том, что такие  отрасли промышленности, как машиностроение, горнодобывающая и пр. отрасли,  не находили применения женского труда, а отрасли промышленности, где использовался женский труд, были развиты  очень слабо. Особенно тяжелое положение сложилось в городах Артеме и Сучане, где основной отраслью являлась угольная промышленность. По инициативе местных органов власти и Приморского Управления легкой промышленности были приняты организационные меры по созданию швейных фабрик.  В итоге Совмин РСФСР Постановлением № 219 от 03.03.1958г.[10] принял предложения местных Советов об организации в городе Сучане  и Артеме швейных фабрик и выделил для этого необходимые средства.

С 1958 г. в г. Ворошилове было начато строительство большого кожевенно-обувного комбината стоимостью 102 млн. рублей. Мощность комбината определялась следующими данными: за год он будет выпускать 3 млн. пар обуви и 500 тонн жестких кожевенных товаров. Проектом предусматривалось использование кожи кита на выработку кожевенных товаров, т.е. максимально задействовать местное сырье.

Таким образом, на предприятиях легкой промышленности Приморья проходил планомерный процесс укрепления производственно-технической базы данной отрасли. Механизация производства, повышение производительности труда, увеличение производственных площадей, строительство новых фабрик и комбинатов позволило к 1965 г., изменить ситуацию в легкой промышленности: увеличить выпуск продукции на 20%, трудоустроить большое количество женщин края.

В течение исследуемого десятилетия фактически была решена задача, поставленная правительством в 1953 г. - «обеспечить высокие темпы  роста производства предметов массового потребления», чтобы улучшить материальное благосостояние народа. С 1954 г. начался процесс создания производственно-технической базы легкой промышленности региона: появились новые фабрики, прошла реорганизации имеющихся предприятий. Все это привело к увеличению выпуска одежды, обуви, кожаных изделий, трикотажа. При этом развитие производства всех видов продукции на Дальнем Востоке осуществлялось за счет экстенсивных факторов, а именно: увеличения капиталовложений  и привлечения новых трудовых ресурсов. Дальнейшее развитие экономики региона требовало совершенствования легкой отрасли. Это уже  хронологически совпало с новым этапом хозяйственного освоения Дальнего Востока.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Блокнот Агитатора №12 с 24. Владивосток 1958г.
  2. Государственный Архив Хабаровского края Ф. 1389. Оп.1. Д 24. Л. 165.
  3. Государственный Архив Хабаровского края Ф. 1389. Оп.10. Д 9. Л. 64.
  4. Государственный Архив Хабаровского края Ф. 1389. Оп.10. Д 9. Л. 68.
  5. Газета Правда 1953г. 28 октября.
  6. О некоторых вопросах перспективного развития легкой промышленности края // Промышленность Хабаровского края. 1961г. №12. с.33-36.
  7. Российский государственный архив социально-политической истории. Ф.556. Оп.21.Д.98. Л. 84-86.
  8. Комсомольский на Амуре городской архив Ф.62. Оп.1 Д.2. Л. 107.
  9. Опенкин Л. На историческом перепутье. Несколько эпизодов из биографии Г. М. Маленкова // Трудные вопросы истории: Поиски. Размышления. Новый взгляд на события и факты.- М.: Изд-во политической литературы, 1991.-С. 215-220.

[1] Правда 1953.28 октября.

[2] Государственный архив Хабаровского края. Ф.353 Оп.10. Д. 9 Л.64.

[3] Государственный архив Хабаровского края. Ф.353 Оп.10. Д. 9 Л.68.

[4]  О некоторых вопросах перспективного развития легкой промышленности края.//Промышленность Хабаровского края  №12 1960г  С 36.

[5] Журнал «Промышленность Хабаровского края» 1961г. №12 с.33

[6] Блокнот Агитатора №12 с 24. Владивосток 1958г.

[7] Российский  государственный архив социально-политической истории. Ф556, Оп.21.Д.98. Л. 81-82.

[8] Российский  государственный архив социально-политической истории. Ф556, Оп.21.Д.98. Л. 84.

[9] Российский  государственный архив социально-политической истории. Ф556, Оп.21.Д.98. Л. 86.

[10]РГАСПИ. Ф.556. Оп.21.Д.98. Л 86.