Проблемы занятости населения и рынка труда актуальны для всего государства. Однако, при всей повсеместности, их корни и механизмы в разных регионах различны. Особую группу образуют регионы Юга России, где занятость встала в ряд самых острых социальных проблем, тогда как ее изученность пока явно недостаточна. Территории этой части страны приобрели новое геополитическое положение и привлекают много мигрантов из соседних «горячих точек», что ведет к дальнейшему росту демографического потенциала при сокращении занятых в местной экономике. К числу таких территорий относится Ставропольский край. Вместе с тем, ряд его особенностей определяет особую актуальность изучения проблемы занятости в этом регионе:
- Географическое положение: Ставрополье занимает центральное положение в Предкавказье, на рубеже русскоязычных регионов и горских республик, вбирая в себя черты и тех, и других и имея «неспокойных» трудоизбыточных соседей, прежде всего в лице Чечни, Дагестана, Ингушетии и других южных республик; учитывая относительную прозрачность этих границ с Грузией и Азербайджаном, край как бы приобретает соседство и с этими трудоизбыточными государствами.
- Внутренняя контрастность, проявляющаяся в этнической структуре населения, в демографических и экономических процессах, включая различия в разных частях края в специализации хозяйства (индустриальной на западе, индустриально-аграрной в центре и на востоке, рекреационной в регионе Кавказских Минеральных Вод).
- Своеобразие отраслевой структуры занятости и в частности повышенная на российском фоне доля занятых в сельском хозяйстве, в отраслях обрабатывающей промышленности и в рекреационно-курортной сфере, наиболее пострадавших в результате экономического кризиса.
Совокупное проявление этих особенностей выразилось в существенных пространственно-временных сдвигах в занятости населения Ставропольского края. Под этими сдвигами нами понимаются как изменения в занятости и на рынке труда на общекраевом уровне, так и внутренняя территориальная дифференциация их показателей.
На уровень занятости и формирование рынка труда в крае воздействует универсальный набор факторов, с приоритетной ролью демографических, экономических и отчасти природных.
Любой рынок труда не является статичной категорией, его параметры изменчивы. На основе анализа сопутствующих процессов и изменения конъюнктуры самого рынка труда в его развитии нами выделены четыре основных этапа. Критериями для этого послужили: уровень безработицы и темпы роста числа безработных, их территориальное распределение и социально-демографический состав, соотношение между числом вакансий и безработными, оценочные показатели реальной (общей) безработицы, а также индикаторы общеэкономических и демографических сдвигов.
Первый этап (1991-1992 гг.) можно обозначить как «резкий старт». Демографические процессы в то время быстро приобретали черты близкие современным. Сокращение рождаемости вело к снижению естественного прироста (хотя он еще оставался положительным), а миграция начала играть ведущую роль в пополнении численности трудоспособного населения. Основной же приметой стало начало регистрации безработных. Тем не менее, набиравший силу общий кризис и спад производства в начале 90-х годов не дали адекватного увеличения числа безработных. Показатели безработицы на этом этапе были максимально регионально однородными и достаточно низкими.
Таким образом, особенностями первого этапа формирования рынка труда Ставропольского края, стали: сосредоточение безработных в городах; незначительная разница между численностью зарегистрированных и фактических безработных; низкий уровень безработицы; региональная однородность показателей рынка труда.
Второй этап (1993-1997 гг.) - время проявления феномена скрытой безработицы. Именно на него пришелся максимальный спад производства и пик притока мигрантов в край. Однако адекватного им расширения рядов официально зарегистрированных безработных снова не произошло. Характерным явлением второго этапа стало широкое развитие вынужденной неполной занятости населения как одного из главных компонентов латентной безработицы. В первую очередь эти процессы коснулись ведущих индустриальных центров (Ставрополя, Невинномысска, Буденновска, Минеральных Вод, Георгиевска, Лермонтова) и сельских административных районов, возглавляемых этими городами, или близких к ним.
На фоне общей тенденции роста официальной безработицы обозначилась ее территориальная дифференциация и очаги кризиса, приуроченные к основной зоне расселения и размещения производства. В качестве очагов относительного благополучия выделились курортные города и близлежащие районы: Предгорный, Минераловодский, Андроповский. Впрочем легко усомниться, что ситуация на рынке труда городов-курортов соответствует показателям официальной статистики. Просто население курортных территорий оказалось более других приспособленным к новым условиям за счет самозанятости, да и возможности для ее развития здесь (в районе КМВ) - шире, чем в других частях Ставрополья (главным образом, за счет удачного транспортно-географического положения). Это и определило положение на территории КМВ крупнейших в крае межрегиональных торговых рынков, что облегчает населению поиск дополнительной работы и дохода вне сферы рекреационного хозяйства.
Третий этап формирования рынка труда Ставропольского края (1998 -2001 гг.) можно охарактеризовать как депрессивный. Для него типична смена прежней тенденции роста регистрируемой безработицы на ее снижение. Это происходит на фоне увеличения продолжительности официальной безработицы, которая приобретает застойный характер. Новый кризис в августе 1998 г. усугубил проблемы населения и служб занятости, обострив состояние рынка труда всей страны и ее регионов. Но и это обострение прошло «мимо» официальной статистики: уровень безработицы в Ставропольском крае остался низким, сохранив тенденцию к дальнейшему снижению. В подобных обстоятельствах не приходится удивляться «неизменности» внутрирегиональной картины распределения показателей безработицы: кризисные районы и очаги «благополучия» сохраняют свою географию в практически неизменном виде.
Четвертый этап (с 2002 г.) - регрессивный, который характеризуется общим сокращением численности населения, в том числе и трудоспособного. Миграция, которая с 1993 г. в крае компенсировала естественную убыль населения, исчерпала свой потенциал и в начале XXI в. уже не смогла перекрыть депопуляцию. Параллельно с этим этап характеризуется новой тенденцией - незначительным увеличением уровня регистрируемой безработицы и кардинальной сменой показателей его территориального распределения. Индустриальные города перестали фигурировать в качестве очагов кризиса, а сельские административные районы по официальной безработице «сменили лидеров» (несмотря на продолжающееся доминирование востока края). Низкий уровень безработицы в сельской местности объясняется несколькими причинами: сложностями в процедуре регистрации безработных, отсутствии средств (а очень часто и возможности) для постоянного выезда в районные службы занятости, возможностью сезонной занятости в период уборки урожая для части безработных. Другой очень важной причиной низких показателей безработицы в Ставропольском крае являются в поведенческие стратегии населения на рынке труда. Около 70% реально безработных не обращаются (и никогда не обратятся) в ГСЗН, по причине низкой эффективности ее работы, а занимаются поиском работы сами, через родственников, друзей, знакомых или прибегают к услугам кадровых агентств, негосударственных бюро и фирм. Рынок труда Ставропольского края будет меняться, приобретая, по нашему мнению, все более «реальное лицо», стирая грань между официальной и реальной картиной.
Вполне понятно, что рынки труда городов и сельской местности различны, обусловлены как структурой занятости, так и формами адаптации населения и обладают различными характерными чертами.
Для городов, по нашему мнению, эти черты следующие:
- Более сложная и специфическая (по сравнению с селом) социально-демографическая обстановка, влияющая на уровень и структуру занятости. В городах сильнее проявляется естественная убыль населения и ведущая роль миграционного прироста. Их население отличается от сельского качественно - уровнем образования, квалификации, трудовых мотиваций и запросов.
- Особенности городов как центров концентрации промышленности и отраслей непроизводственной сферы влияют на рынок труда двояко: положительно, ввиду более широких возможностей приложения труда, и отрицательно, поскольку экономический спад в той или иной степени коснулся всех отраслей и секторов, но сильнее всего ударил по отраслям специализации наиболее крупных промышленных центров края.
- Контрастность городов Ставрополья. Она складывается из различий размеров, функциональных типов, а также особенностей сети городов и их территориальной концентрации: крупные города сосредоточены на западе и в районе КМВ, в центре и на востоке края города меньше и как бы вписаны в сельскую местность, вбирая в себя черты типично сельского образа жизни.
- ▫ Значительное развитие вынужденной неполной занятости, или потенциальной безработицы, способной со временем переходить в регистрируемую форму. Для городских рынков труда типичен, так называемый «зазор» между официальными безработными и теми, кто признается таковыми по методике МОТ. На первом этапе формирования рынка труда их регистрируемость в городах по ряду причин была выше, а «зазор» меньше, но затем регистрируемость несколько снизилась, соответственно увеличив «зазор».
- Повышенная приспособляемость горожан к сложным экономическим реалиям в силу их квалификации, образованности и мобильности. Возможностей для адаптации в городе тоже больше, чем на селе, где основной ее формой, по сути, является личное подсобное хозяйство.
- Влияние городов на сельскую местность и на занятость селян, для которых наличие города на территории административного района и близость к нему - несомненное благо, поскольку это место приложения труда и рынок сбыта сельскохозяйственной продукции. Тем самым взаимоположение городов и сельских поселений влияет на характер агропроизводства. В отсутствие сбыта оно приобретает черты натурального, а в противоположном варианте - нормальную товарную направленность.
Особенности сельского рынка труда можно свести к следующим положениям:
- Преобладание в сельских районах края монопрофильного производства с низкоэффективной структурой, неразвитой сферой услуг, отсутствием широкого выбора и возможности смены места работы.
- Резкое ухудшение финансово-экономического состояния предприятий сельского хозяйства, сельской промышленности и строительства, отражающееся на уровне скрытой безработицы (хотя и трудно измеряемом).
- Крайне низкий уровень оплаты труда в сельском хозяйстве - серьезное препятствие к трудоустройству, даже в случае наличия вакансии.
- Постоянно растущая диспропорция между сокращением рабочих мест и увеличением числа рабочих рук, предложения труда. Очень часто этот рост предложения происходит за счет неуправляемых миграционных потоков на фоне естественной убыли коренного населения (особенно заметных в центральных и западных районах Ставрополья).
- Слабость транспортной инфраструктуры, затрудняющая трудоустройство многих сельчан в городах и других пунктах без смены места жительства, что увеличивает в основном скрытую безработицу. Поэтому кажущееся «благополучие» на рынке труда некоторых сельских районов на самом деле далеко от реальной картины.
- Наличие вместе с тем на селе (как и в небольших «полугородских» поселениях) важного канала самозанятости и источника дополнительного дохода в виде личного приусадебного хозяйства, роль которого в южных регионах России особенно велика.
Нами выделено три основных типа местных рынков труда: городские, сельские и смешанные. Каждый из них включает несколько подтипов. Критериями послужили официальные показатели безработицы и положения на рынке труда, распространение приработков, специализация хозяйства, которая определяет отраслевую структуру занятости и, так или иначе, влияет на первые критерии. Основу типологии составили существенные различия между городской и сельской местностью и возможности их взаимодействия, зависящие, в свою очередь, от взаимного расположения.
Таким образом, ситуация на рынке труда Ставропольского края сложна и контрастна. Государство же пока не вполне способно эффективно решать проблемы трудоустройства и достойной оплаты труда. В таких условиях повышается роль самозанятости и вторичной занятости населения как наиболее эффективных способов адаптации к рынку.