Товароведение как научная дисциплина традиционно включает общую часть и частное товароведение. Общая часть рассматривает теоретические основы, создающие научную базу для частных разделов. Частное товароведение изучает состояние соответствующего сегмента рынка по определенным ассортиментным группам товаров. Причем объектами изучения в частных разделах товароведения могут быть не только товары народного потребления, но и товары производственного назначения. В современных условиях требуется первостепенное внимание уделять запросам потребителей и товару как средству их удовлетворения. Поэтому сейчас недостаточно в технических и технологических вузах изучать только технологию производства и используемое оборудование. Специалисту необходимы знания по конечному результату этого производства - товару и потребностям в нем и, в этой связи, преподавание соответствующих частных разделов товароведения весьма целесообразно. Частное товароведение, наряду с общим, изучается и будущими товароведами- экспертами (специальность 080401 - товароведение и экспертиза товаров).
Изложение учебного материала по группе товаров предлагается проводить по следующей общей схеме: понятие о данной товарной группе; характеристика значимых потребительских свойств; частная классификация и ассортимент; факторы, формирующие качество; оценка и градации качества; факторы, влияющие на сохраняемость, потери при хранении и подготовке к реализации; средства информации о товаре. Данная схема во многом сходна со схемой, предложенной М.А.Николаевой.
В результате обучения по предлагаемой схеме студент должен знать: требования, предъявляемые к товарам данной группы; потребительские свойства товаров и их показатели; факторы, формирующие и сохраняющие потребительские свойства товаров; современный ассортимент товаров данной группы; нормативные документы, определяющие качество, маркировку, упаковку, транспортирование и хранение товаров; современные методы экспертизы товаров; методы контроля качества товаров в торговле. Студент должен уметь: анализировать ассортимент предприятия; анализировать и работать с нормативными документами; проводить экспертизу и контроль качества товаров; проводить идентификацию и выявлять фальсификацию товаров; разрабатывать мероприятия по предупреждению образования дефектов и потерь товаров; обеспечивать соблюдение правил и режимов хранения, транспортирования и реализации товаров.