Одной из приоритетных задач, стоящих перед современной высшей школой, является повышение качества обучения будущих специалистов. Для этого необходимы новые методичес-кие подходы, обеспечивающие, наряду с интенсификацией учебного процесса, пути, педагоги-ческие приёмы и новации, которые смогли бы обеспечить комфортное и успешное усвоение знаний студентами.
Не секрет, что позитивная мотивация у студентов формируется, прежде всего, личностью педагога, его высоким профессионализмом, ровным отношением к студентам и умением найти с ними общий язык без «заигрывания», доброжелательной требовательностью и объективностью, умением сосредоточится на самых трудных для усвоения вопросах конкретной темы, раздела и дисциплины в целом. При этом очень важно заострять внимание студентов не только на теоретической значимости дисциплины, её роли в формировании начал интеллигентности и расширении научного кругозора личности, но и в чисто прикладном аспекте для жизни и работы будущего специалиста. Эмоционально выгоревший преподаватель с редукцией функциональ-ных обязанностей (а это уже не педагог!) не сможет привить любовь в дисциплине.
Немаловажную роль, в том числе и плане обратной связи, играют эффективность мето-дов и критериев промежуточного и итогового контроля усвоения студентами программного материала, оценки знаний и умений и навыков.
Ботаника - одна из базовых дисциплин подготовки провизора. Её преподавание в меди-цинских и фармацевтических вузах по сравнению с биологическими факультетами классичес-ких университетов, имеет ряд специфических особенностей. Наряду с преподаванием базовых элементов ботаники, преподавание дисциплины будущим провизорам требует формирования медицинской ментальности. Вместе с тем, студенты фармацевтического факультета из-за отсутствия в государственном стандарте такой «пропедевтической» дисциплины как «Введение в специальность» очень слабо ориентируются в обычной медицинской лексике и терминологии. При попытке охарактеризовать медицинское значение того или иного лекарственного растения первокурсники часто используют недопустимые для провизора современного уровня и просто культурного человека обывательские выражения типа «от головы, от живота, от спины, от ног».
На нашей кафедре Биологии с курсом медицинской генетики накоплен 10-летний опыт организации и проведения учебного процесса по данной дисциплине. Лекционный материал предваряет практические занятия. Алгоритм практического занятия заложен в изданной по всем разделам классической ботаники рабочей тетради под редакцией заведующего кафедрой известного ученого профессора В.И. Голубцова, которая служит одновременно протоколом выполнения заданий по практическим занятиям и дополнительным информативным учебно-методическим пособием, дополняя и конкретизируя тем самым базовый учебник. В ней к каждому практическому занятию наряду с латинской терминологией, разработкой конкретных практических умений и навыков, обеспечивающих углубленное изучение основ предмета, тестовыми заданиями для самоконтроля, освещается учебный материал, связанный с медицин-ским значением конкретных лекарственных растений, их воздействием на организм и использо-ванием в фармацевтической практике. Перечень основной и дополнительной литературы, приведенной в рабочей тетради, способствует привитию навыков самостоятельной творческой работы с учебной литературой,
Для оценки уровня усвоения знаний студентами текущий контроль обычно проводится в традиционной форме беседы со студентами. Периодический и итоговый завершающий контроль на кафедре проводится в виде компьютерного тестирования, показавший его высокую эффек-тивность: 80% студентов сдает экзамен «с первой попытки». Компьютерное тестирование позволяет также исключить субъективизм преподавателя. Кроме того, эта форма оценки знаний обеспечивает значительную экономию времени, которого так не хватает для индивидуальной работы со студентами и творческой работы преподавателя вуза.