Система высшего сестринского образования (ВСО) ориентирована на воспитание развитой, личности специалиста, цену выпускника устанавливает рынок труда в зависимости от качества его фундаментальной и практической подготовки, уровня его компетентности. Качество выпускаемого специалиста зависит от форм и образовательных технологий его подготовки, и представляет собой соответствие личностных, профессиональных и социальных характеристик молодого специалиста-менеджера потребностям жизни.
Важнейшим документом, определяющим содержание профессиональной подготовки специалистов, является учебный план (УП). В нем реализуются цели и задачи воспитания будущего специалиста, основные принципы отбора научной информации и ее систематизации с учетом межпредметных связей и логики изложения материала; находят воплощение идеи формирования личности на основе органического сочетания общего, среднего и высшего профессионального образования, соединяя обучения с производительным трудом; развития творческого мышления и познавательной активности студентов, их самостоятельности в приобретении знаний, связи теоретической и практической подготовки, преемственности с другими типами медицинских учебных заведений.
Основными принципами построения учебных планов ВСО являются: гуманистическая и профессиональная направленность, предусматривающая ориентацию всех изучаемых дисциплин на приобретение конкретной специальности; системность и последовательность; доступность, учитывающая уровень подготовки студентов; связь теории с практикой; преемственность содержания образования данной ступени с предшествующей и последующей ступенями; информационная технологичность обучения, ориентированная на применение в учебном процессе современных информационных технологий и компьютерной техники. Главной особенностью УП становится создание условий, способствующих самоактуализации и самореализации личности, обеспечение учета индивидуальных познавательных особенностей студентов, их интересов и склонностей. Будущий специалист-менеджер - продукт системы непрерывного образования, так как содержанием образования определяется его качество, а совершенствование качества проявляется в реальной деятельности специалиста. Потребность в непрерывном пополнении профессиональных знаний обусловлена темпами медицинского прогресса. Вузовская подготовка специалистов призвана обеспечить выпускникам возможность реализовать свой личностный и профессиональный потенциал, одновременно удовлетворяя потребности общества.
Одним из условий участия России в Болонском процессе является ввод «кредитной» системы. Европейская система зачетного перевода основана на общей трудоемкости студенческой работы, требуемой для освоения образовательной программы, цели которой обозначены в терминах, полученных результатов обучения - знаний, умений и навыков (компетенций). Одна из целей ВСО - развитие компетенции, которая является результатом инновационного образования, направленного на формирование у специалистов не только определенных знаний и умений, но и особых способностей, включающих фундаментальные и специальные знания, умения анализировать и решать проблемы с использованием междисциплинарного подхода, владение методами проектного менеджмента, готовность к коммуникациям и командной работе в системе здравоохранения.
Таким образом, задача формирования учебных планов представляет собой многофакторную процедуру принятия решений, целевой функцией которой является качество высшего образования.