Цель работы - анализ механизмов взаимодействия дендритных клеток (ДК) с лимфоцитами. Представление антигенов цитотоксическим Т-клеткам осуществляется молекулами MHC I класса. Источниками антигенных пептидов (АП), представляемых ими, являются белки, синтезируемые в самой ДК, а также экзогенные белки, поглощённые путём эндоцитоза. Наивные CD8+ Т-клетки в ходе иммунного ответа (ИО) могут превращаться в неполяризованные (НП) Т-лимфоциты (CD45+), секретирующие только ИЛ-2; в эффекторные цитотоксические (ЦТ) Т-клетки, которые продуцируют тот же спектр цитокинов, что и Th1- и Th2-клетки. Существует дополнительная субпопуляция цитолитических эффекторных CD8+ Т-клеток, секретирующих ИФН-γ, экспрессирующих высокие уровни перфорина и способных к немедленному лизису антигенспецифических клеток-мишеней. Миелоидные ДК способны активировать CD8+ Т-клетки только после CD40-активации Т-хелперами (Th). Зрелые ДК, представляющие антигены на молекулах MHC I класса, могут сами становиться мишенями ЦТ CD8+Т-клеток; это ограничивает время жизни ДК и способствует завершению Т-клеточного ответа. Плазмоцитоидные ДК вызывают превращение CD8+Т-клеток в супрессорные (регуляторные) клетки. Однако, вырабатываемый ими ИФН-1, способствует созреванию миелоидных ДК, повышает их резистентность к действию вирусов и способность активировать CD8+Т-клетки. В ходе инфекций возбудитель достигает вторичных лимфоидных органов вне связи с ДК, тем скорее, чем выше его доза и скорость репликации.
Установлено, что ведущую роль в активации Т-клеток на ранних стадиях инфекции играют ДК миелоидной линии. Для дифференцировки плазмоцитоидных ДК требуется несколько дней, что делает маловероятным их участие в ранних этапах этого процесса. Однако, эти ДК за счёт продукции ИФН-1 оказавают модулирующее влияние на адаптивный ИО, стимулируют созревание миелоидных ДК, подавляют продукцию ими ИЛ-12, но при этом способствуют дифференцировке Th1-клеток. Плазмоцитоидные ДК малочувствительны к вирус-индуцированному апоптозу. На поздних стадиях инфекции, при снижении концентрации АП и истощении цитокинпродуцирующей способности ДК, происходит образование НП Т-клеток и центральных Т-клеток памяти. Плазмоцитоидные ДК могут индуцировать образование регуляторных Т-клеток, необходимых для завершения ИО.
Показано, что ДК участвуют в поддержании Т-клеточной памяти: для поддержания пула CD8+ и CD4+ Т-клеток памяти необходимо представление специфических микробных антигенов ДК в сочетании с воздействием цитокинов ИЛ-2,-7,-15. Источником этих антигенов является низкоуровневая персистенция возбудителя. Начальный этап активации В-клеток происходит на границе Т- и В-клеточных зон вторичных лимфоидных органов. Антигенная стимуляция индуцирует их миграцию к Т-клеточным зонам. Здесь В-клетки взаимодействуют с антиген-специфическими Th. В начале ДК активируют последние, которые далее распознают антиген, представляемый им В-клетками в комплексе с MHC II класса, и активируют В-клетки путём взаимодействия CD40L/CD40. Дальнейшая дифференцировка В-клеток в антителообразующие плазмоциты происходит в герминативных центрах под влиянием специализированных ДК миелоидного ряда.
Таким образом, взаимодействие ДК с цитотоксическими лимфоцитами имеет сложный двунаправленный характер. Их активацию могут осуществлять любые ДК, поскольку они не требуют костимуляторных сигналов, а для антигенпредставления - прессинг. Благодаря экспрессии ИФН-1, ИЛ-12,-15 и -18 ДК усиливают NK-цитотоксичность и продукцию ИФН-γ. Экспрессия CD40L или ФНО-α индуцирует созревание ДК2. ИФН способствует развитию ДК1 и экспрессии Th1-дифференцировочного сигнала. ДК могут, как стимулировать Т-клеточный ответ, так и вызывать иммунологическую толерантность.