Изучение взаимосвязи категории «конкурентоспособность» и «качество» очень важно, ввиду из неразрывного функционирования.
Сегодня на любом предприятии управление качеством продукции представляет собой интегральную процедуру, в которой увязываются технологические, трудовые, экономические и другие факторы. Наиболее рациональное обеспечение конкурентоспособности продукции эта процедура реализует с помощью систем управления качеством.
Причина этому во многом связана с тем, что концептуальные основы построения систем качества не обрели строгой теоретической формы в основном из - за разнообразия управляющих целей, структур, приемов, реализуемых различными системами.1
Поэтому развитие системы зависит от относительной взаимосвязи и характеристик технологического оборудования, спецификации всех мельчайших подробностей преобразования продукции при ее производстве, сбыте и эксплуатации, а также от их способов функционирования и различных обстоятельств, в которых находятся перечисленные элементы. Такая спецификация может быть безгранична. Управление в этом случае направлено на согласованное изменение сложных комбинаций элементов, т.е. оно сводится к организационно-технологической деятельности по созданию комплексов и сохранению их стабильного (инвариантного) состояния.
Комплекс объединяет различные элементы на основании не внутренней существенной связи между ними, а фактической, конкретной, имеющейся в действительности между ними сочлененности. Основная особенность комплексов в том, что один и тот же элемент может соучаствовать в различных комплексах и входить как составная часть в различные связи, а этих связей у одного предмета может быть множество. Например, параметр «скорость резания» входит в комплекс «станок» как характеристика, в комплекс «качество поверхности» - как элемент управления, в комплекс «себестоимость» - как стойкость инструмента и т. п.
Таким образом, система качества, основанная на комплексном подходе, будет развиваться путем накопления все большего числа подробностей о взаимосвязях, еще более тонкого воспроизведения деталей формирования, преобразования и употребления комплексов, связанных с конкретным товаром, его производством и реализацией.
В зависимости от продукта и рынка, для которого продукт предназначен, рациональной может быть любая из рассмотренных систем качества, а не только последняя. Вместе с тем даже самая совершенная систем качества должна пройти в своем развитии в том или ином виде этапы, соответствующие менее развитым формам. Однако, попадая в соответствующую внешнюю среду внутренне подготовленная система качества проходит более примитивные этапы за короткие сроки. Скорость адаптации и трансформации система качества к новым внешним условиям - ее важнейшее свойство.2
Трудности развития система качества связаны с воздействием на самих себя через внешние стимулы, а также с бесконечным числом степеней свободы для управления, что требует создания иерархических управляющих структур и управления абстрактными показателями. Таким образом, шаг от примитивных форм обеспечения качества к более совершенным заключается в переходе от использования информации о мельчайших натуральных конкретных деталях и свойствах продукта к искусственным абстрактным показателям, от управления внутренними элементами - к внешним, от технических форм - к общественно-экономическим, от пассивного использования естественного процесса создания и реализации продукта - к власти над этим процессом. В этом случае принцип обеспечения выживаемости предприятия заменяется принципом удовлетворения внешней социально - экономической реальности.
Изучение уровня качества как фактора, обеспечивающего конкурентоспособность предприятий страны происходит в рамках различным мировых симпозиумов, форумов, совещаний.
«Менеджмент успешного бизнеса». Под таким названием в 2005 году в московском «Президент - Отеле» прошел ставший традиционным двухнедневный конгресс, приуроченный к Европейской неделе качества. В число его организаторов вошли Ростехрегулирование, Международный институт качества бизнеса, Международная академия менеджмента и качества бизнеса, НИИ «Интерэкмос». Поддержали проведение собрания ЕОК и ЮНИДО.
Основная цель совместного мероприятия - содействие распространению современных методов управления качеством и конкурентоспособностью отечественных предприятий, переходу к технологическому управлению качественного государственного и общественного управления.
Неоднократно проходивший в столице конгресс пользовался и пользуется повышенным вниманием специалистов уже потому, что для многих предприятий и организаций решение проблемы качества становится все более актуальным, особенно в преддверии вступления России в ВТО. Тогда как создание конкурентного рынка - одни из инструментов, без которых в современных условиях обойтись практически невозможно.
Из трех десятков докладов наибольший интерес у собравшихся вызвали выступления заместителя руководителя Ростехрегулирования, президента Международной академии менеджмента и качества бизнеса Е. Р. Петросяна; вице - президента Всероссийской организации качества Ю. А. Гусакова; генерального директора НИИ «Интерэкмос» Ю. И. Мхитаряна.
В настоящее время главное для бизнеса нашей страны - сделать быстрый переход, а точнее, «большой скачок» от качества продукции к качеству жизни.
Ю.А. Гусаков затронул вопросы социальной ответственности бизнеса.
Ю.И. Мхитарян касался взаимосвязи экологии и производства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Стандарты и качество № 2, 2002, с. 84 - 87
- Стандарты и качество № 1, 2006, с.18 - 20