Россия, занимая огромную территорию на двух континентах, состоит из различных по своим характеристикам регионов. Регион - это субъект страны, отличающийся общностью территории, укладом жизни и хозяйствования, восприятием окружающей действительности, менталитетом жителей и т.д. Он представляет собой субъект культурной жизнедеятельности со своей инфраструктурой, способный к самостоятельной оценке своей перспективы и характеризуется исторически сложившимся общим укладом жизни, спецификой природного и социального окружения. В процессе жизнедеятельности, образования, культуры в регионе складывается своя региональная общественная система как человеческое объединение, имеющее, как подчеркивают Е.А.Потапов и Д.Б.Дмитриев:
- собственное видение мира, систему ценностей, которые задают основание для самоопределения и действия общности в целом;
- неповторимые исторические традиции, которые позволяют непрерывно наращивать культурный потенциал общности, совершенствуя высшие образцы человеческого мышления и деятельности, созданные прошлым поколением.
Республика Саха (Якутия) как регион отличается от других рядом факторов, которые определяют содержание, способы региональной системы образования: территория с ее географическими, геологическими, ресурсовыми, климатическими особенностями; природа с своеобразием ее климата, флоры и фауны; система социальных институтов; народная культура, актуализирующая фоновую, доминантную, потребностную ситуации развития личности, наполняя их содержанием, обуславливая их специфику. Иначе, в основе развития образовательной сферы лежат во многом уникальные, не повторяемые в других регионах особенности территории, природы, социального обустройства, культуры, которые определяют региональную систему социализации, воспитания и социального формирования личности.
Регионализация образования в нашей концепции исходит из единства российского образовательного пространства, обеспечивая взаимодействие федерального и регионального компонентов образования. Федеральный стандарт направлен на уровень, необходимый для развития российского общества как органической части мировой цивилизации. Региональный надстраивается над федеральным, привнося в общее образование своеобразие региона. В региональных программах отражается культурное поле исторической жизни народа, придающее изучаемым явлениям и предметам живую ткань, привязывая их ко времени и месту. В результате человек получает возможность, с одной стороны, беспрепятственно включаться в области общечеловеческой практики и формы организации жизнедеятельности, с другой, приобретать навыки и умения адаптироваться к конкретным условиям быта и труда. Иначе, регионализация образования способствует переводу образования в режим развития самого человека и социокультурной среды в целом.
Наш подход к регионализации - это не стремление выпячивать своеобразие жизни, быта, культуры какого-либо этноса как самоцель, а введение этнографического, историко-культурного, духовно-религиозного, социально-производственного опыта жителей конкретной территории в содержание и организацию образования, т.е. обогащение педагогического процесса данной спецификой и осуществление его организации с опорой на лучшие традиции воспитания в народе. В этой связи проблема состоит в необходимости постановки правильного акцента на соотношении этнического и общенародного, национального и интернационального, регионального и федерального для решения вопросов развития образовательной системы в регионе.
Приведем пример осуществления регионализации. Одной из форм инфраструктуры Севера является производственное кочевание оленеводов (оленеводство требует смены пастбищ по определенному маршруту круглый год). Другая форма - полукочевая жизнь, сохранившаяся в связи с переводом кочевого населения на оседлый образ жизни (население проживает в поселке; зимой оленеводы работают как бы вахтовым методом; с наступлением весны до глубокой осени они вместе с семьями переезжают по маршрутам летних пастбищ). С этим связано создание кочевых родовых общин. Регионализация образования предусматривает максимальное приближение обучения и воспитания к жизни населения, открывать такие виды школ, которые не отрывают детей от родителей, семьи, где сохраняются язык, культура, традиции хозяйствования, адекватные условиям существования народа. При этом наша концепция исходит из того, что только в традиционных и устойчивых структурах жизнедеятельности сохраняются как генетический потенциал, этническая самобытность и самоценность индивида в системе мировой цивилизации, так и тот стереотип поведения, который соответствует его этносу и непосредственно его личности. Целесообразность функционирования школы в среде обитания населения связана и с другим социально-политическим фактором. Это - пробуждение и развитие самосознания народов Севера как важного фактора выживания в семье равноправных народов России и всего цивилизованного мира.
И в нашей концепции каждая школа развивается с учетом специфики быта, труда жителей, особенностей микросреды, а также она в соответствии с производственно-хозяйственной, социально-педагогической картой местности находит то индивидуальное направление, которое в данных условиях лучше решает ту или иную социальную, духовную, психологическую, мировоззренческую задачу в микросоциуме. В соответствии с новой социально-экономической ситуацией разработаны и апробированы модели-программы трех видов школ малочисленных народов Севера: кочевая школа-сад в кочевых родовых общинах; стационарная школа с филиалами в миницентре родовой общины, представляющем полустационарное, полукочевое поселение людей; школа с гибкой организацией учебного процесса для тех, кто проживает в поселке и занимается традиционными видами северного хозяйства (к примеру, в Тополинской средней школе Томпонского улуса из числа учащихся 1-8-х классов около 30% детей с 15 апреля ежегодно вместе с родителями выезжают в оленеводческие бригады; для них с данного момента до конца учебного года учеба продолжается в условиях кочевья).
Следующий региональный фактор, определяющий специфику организации процесса образования, связан с такими проявлениями климатических условий, как низкая температура воздуха зимой, полярная ночь, полярный день и др. Как выявлено специалистами, снижение двигательной активности детей, ведущее к гиподинамии, непосредственно связано с низким температурным режимом. Ими отмечается, что в период полярной ночи - так называемой «биологической тьмы», характеризующейся полным отсутствием в спектральном потоке биологически ценных ультрафиолетовых лучей, нарушением светового баланса и связанных с ним биоритмов организма, снижается физическая и умственная работоспособность человека, которая повышается с началом полярного дня. Учитывая эти закономерности, в одной из моделей предлагается начать учебный год с 10 августа и завершить его к 1 мая с планированием большего объема учебной работы в благоприятные периоды, освободив учащихся в период весеннего гиповитаминоза от интенсивной учебной работы.
Другое направление регионализации образования - обогащение содержания курса краеведческим материалом, введением в учебники и учебные пособия материала, не только регионального содержания, но и характеризующего мироощущение, мировосприятие народа, а также на их основе совершенствование технологии педагогического процесса. Краеведческий материал близок, понятен, доступен для восприятия и осмысления. Обогащение им содержания образования, как показывает практика, делает процесс обучения живым, доступным, повышает активность, самостоятельность учащихся, способствует творческому усвоению основных законов науки. Здесь вырисовывается одно немаловажное обстоятельство: местный, региональный материал, введенный в содержание урока, не подменяет федеральный компонент, а дополняет, уточняет, конкретизирует его, делая доступным обучающимся. Он, с одной стороны, обогащает содержание изучаемого материала, с другой, своей близостью к восприятию создает психологически комфортные условия для активизации познавательной деятельности учащихся.
С регионализацией образования связан вопрос о языке обучения и воспитания. Он является одним из серьезных, вызывающих споры и дискуссии. В республике были неудачно переведены на якутский язык химия, физика, математика, биология. Во-первых, в якутском языке во многих случаях отсутствуют слова и понятия, точно и адекватно объясняющие значение естественно-математических терминов и явлений. Во-вторых, образовательная практика показала нецелесообразность попыток перевести международную терминологию на якутский язык. В-третьих, переводчики пользовались архаичными словами, которые отсутствуют в современном якутском языке даже на бытовом уровне. В-четвертых, не принято во внимание такое важное социальное явление, как двуязычие местного населения. Именно к данной ситуации относятся известные слова А.Н.Толстого об иностранных словах: «...Не нужно от них открещиваться, но и не нужно ими злоупотреблять... Лучше говорить лифт, чем самоподымальщик, телефон, чем дальноразговорня...». Наша концепция предусматривает обучение по предметам естественно-математического цикла на двуязычной основе.
Модернизируя технологию обучения, наша концепция опирается на данные социальной психологии о национальных особенностях мыслительной деятельности детей Севера. К ним, в частности, относится следующее. Если, по общепринятым данным, примерно у 21% детей отмечается жесткая локализация левоправополушарных компонентов мышления, то, как показывают локальные исследования, примерно у 43% детей-северян отмечается жесткая локализация правополушарного компонента мышления. Это требует модернизации технологии, приемов и средств обучения, особенно предметов естественно-математического цикла, усвоение которых требует активной работы левого полушария. В этой связи специалист по методике преподавания физики Т.И.Степанова подчеркивает: «Обучение без наглядной опоры для детей с жесткой локализацией правополушарного компонента мышления не просто бесполезно, но и вредно, не только не способствует развитию мыслительных процессов ученика, но в конечном итоге подавляет это развитие, затрудняет обучение и придает ему насильственный, мучительный характер».
Совершенствование технологии педагогического процесса строится на использовании передовых традиций народного воспитания, его методов, приемов и средств, что составляет основу контактов, взаимодействия между учителем и учеником, воспитателем и воспитанником. Сердцевину контактов между взрослым и ребенком в процессе народного воспитания составляет уважение личности детей взрослыми, взаимодействие на равных. В результате игнорирования этого положения, по замечанию Я.Корчака, «все современное воспитание направлено на то, чтобы ребенок был удобен, последовательно, шаг за шагом, стремится усыпить, подавить, истребить все, что является волей и свободой ребенка, стойкостью его духа, силой его требований. Вежлив, послушен, хорош, удобен, а и мысли нет о том, что будет внутренне безволен и жизненно немощен».
Любовь к детям, уважительное отношение к ним у народов Севера сочетает в себе уважение, доверие и требовательность к исполнению детьми своих обязанностей. Без этого нет уважения личности, индивидуальности каждого ребенка. Если в педагогическом процессе не учитывается сказанное, то взаимодействие учителя и ученика строится на унифицированном подходе первого к учащимся, т.е. забывается, что каждый человек особенный, что каждый человек - неповторимая личность, что человек вообще - это высшая ценность. Развитость демократического сознания педагога выражается в том, что он не стремится насильственно внедрять в сознание ученика даже самое благородное побуждение, что между ними устанавливаются деловые контакты, совместная постановка задач, совместный анализ процесса их решения и достигнутых результатов. Другими словами, доверие, внимание и уважение к делам и поступкам ребенка, уважительное и требовательное отношение к нему, постоянное привлечение к общим делам, которые лежат в основе лучших народно-педагогических идей, повышают ответственность ребенка за общее дело, способствуют формированию его положительных человеческих качеств, осознанию себя личностью.
Таким образом, регионализация в образовательной сфере, предусматривающая обогащение организации, содержания, технологии обучения и воспитания на основе местной социальной, производственной, этнической специфики, является фактором и рациональным путем повышения качества педагогического процесса в учебных заведениях.
Работа представлена на научную конференцию с международным участием «Фундаментальные и прикладные исследования. Образование, экономика и право» (Италия, г. Рим, 4-8 декабря 2003г.)