Современному образованию необходим педагог, который умеет не только думать, но и способен мыслить, то есть порождать собственные смыслы педагогической деятельности. Только в результате размышления над смыслом бытия в профессии и может состояться процесс самостановления педагога, его профессионально-личностного саморазвития, которое представляет собой, на наш взгляд, процесс качественного, целенаправленного, сознательного изменения его личностной сферы.
В современных условиях актуальным становится понимание значимости процесса профессионально - личностного саморазвития в профессиональной деятельности педагога.
Анализ работ К.А. Абульхановой - Славской, В.В. Анисимовой, Н.М. Борытко, Н.К. Сергеева и других по проблеме профессионального саморазвития позволяет выделить специфику профессионального саморазвития педагога, которая состоит прежде всего в том, что педагог - специалист в своей области, взрослый человек со своими взглядами, установками, личностными особенностями, которые вовсе не нужно переделывать, а нужно только скорректировать. При этом сквозной идеей выступает идея формирования направленности личности педагога на профессионально - педагогическое совершенствование, преобразования себя для решения задач усложняющейся креативной педагогической деятельности.
Саморазвитие педагога становится ведущим фактором формирования развивающей среды в образовательном учреждении, фактором развития воспитанника. Результатом педагогической деятельности является успешное развитие воспитанника в направлении, заданном педагогом, и изменения в личности самого педагога.
Сущность профессионально-личностного саморазвития наиболее полно раскрывается в её функциях: целеобразующей (определяющей ценностно-смысловые ориентации будущего учителя), рефлексивной (стимулирующей самоизучение будущего учителя, работу над собой, поиску и личностной оценке собственного жизненного и педагогического опыта), нормативной (предопределяющей соблюдение правовых отношений), активного взаимодействия (обуславливающей деятельность и активность будущего учителя, запускающей механизм саморазвития).
Анализ функций приводит нас к пониманию профессионально - личностного саморазвития как взаимосвязи следующих компонентов: самоосознания - самооценки - самоорганизации - самоуправления.
Для самоосознания существенными характеристиками являются: логичность рассуждений и следственность выводов на основе практического опыта; пополнение знаний о себе как будущем профессионале и идеальной модели профессиональной деятельности; соотнесённость усвоенных знаний с действительным отношением личности к себе и к окружающим. Глубокое понимание себя, своих устремлений, адекватная оценка своих способностей лежат в основе ясности понимания профессиональной цели, твердости и последовательности её достижения. Самоосознание, направленное на формирование целостного представления о себе как о будущем учителе, изучение способов профессиональной деятельности, обеспечивает реализацию функции целеобразования.
Наиболее существенными признаками для самооценки являются: осознаваемость профессиональных качеств как у себя, так и у других, неудовлетворённость отрицательными или недостаточно развитыми качествами своей личности и желание внести в них изменения к лучшему. Становление студента как субъекта профессиональной деятельности означает осознание личностной значимости и смысла своей деятельности. Самооценка, таким образом, рассматривается как один из компонентов профессионально - личностного саморазвития и обеспечивает реализацию рефлексивной функции.
В основе самоорганизации лежит регуляция учебно-практических действий, оценка, контроль, корректировка будущего учителя как личности и субъекта деятельности.
Для самоуправления наиболее яркими проявлениями выступают: прогнозирование результатов собственной педагогической деятельности, рефлексия собственной профессиональной деятельности. Самоуправление - это процесс творческий, включающий в себя ряд последовательно разворачивающихся этапов: анализ противоречий, прогнозирование, целеполагание, формирование критериев, оценки качества, принятие решений к действию, контроль, коррекция. Самоорганизация обеспечивает реализацию функции активного взаимодействия.
Каждый из этих компонентов развивается неравномерно, но, тем не менее, изменения одного из них является условием развития любого другого. Опираясь на исследования студенчества, мы считаем этот возрастной промежуток наиболее приоритетным периодом становления профессионально - личностного саморазвития будущего учителя, так как именно в это время интенсивно развивается самоосознание, формируется самооценка, навыки самоорганизации и самоуправления.
Профессионально - личностное саморазвитие рассматривается нами не как сложившееся окончательно, а как проходящее становление в рамках высшего учебного заведения на младших курсах. Процесс становления профессионально - личностного саморазвития будущего учителя представляет собой процесс различных изменений его компонентов. Эти количественные изменения приводят к качественному скачку.
Остановка в саморазвитии приводит к неспособности адаптироваться к изменениям окружающего мира, использовать новые знания и технологии, адекватно решать профессиональные и личностные проблемы, является существенным ограничением деятельности педагога. Лишь свободный, творческий человек может выйти за рамки того, что определено конкретными причинами и установками. Стимулирование творческой активности в профессиональной сфере поднимает индивидуальность педагога на уровень сознательной, свободной, ценностноизбирательной педагогической деятельности. «Только в результате мучений над смыслом бытия в профессии» может состояться процесс самостановления педагога, его профессионально - личностного саморазвития.