Экономический потенциал страны сегодня во многом определяется состоянием развития системы профессионального образования. По мнению многих специалистов, смысл образования в XX столетии не должен сводиться лишь к вооружению интеллекта все новыми операциональными возможностями, но и предполагать перестройку сознания, когда важное значение имеет формирование целостного мировосприятия, мироощущения. Большое значение в образовании будущего отводится формированию активных и самостоятельных людей, в числе качеств которых упоминаются: способность к творческому мышлению, историзм мышления, развитый интеллект, воля, сформированные нравственные качества и критерии и т. д.
Ситуация, возникшая на сегодняшний день в нашем обществе, характеризуется уникальностью, ибо общественный организм, а вместе с ним сознание каждого индивида проходит период разрушения и качественного обновления. Это коснулось и существующей в стране системы государственного образования, которая зачастую перестраивалась стихийно, без должной научной разработки и обоснования, методом проб и ошибок. В связи с чем, актуальное значение приобретает вопросы: Какова конечная цель образовательного процесса? Как изменить содержание образования и методы преподавания и воспитания, чтобы удовлетворить актуальную и назревающую потребность общества в качественном обучении? Только ответив на эти вопросы, мы сможем приблизиться к определению типов обучающих технологий, которые должны широко внедряться в вузовское и послевузовское профессиональное образование.
В качестве органа управления системой профессионального образования закон рассматривает Федеральное собрание Российской Федерации, в компетенцию которого входит:
- утверждение соответствующих статей бюджета и контроль за их исполнением, Федеральной программы развития профессионального образования;
- разработка и принятие Федеральных законов в области высшего и послевузовского образования, международных программ в области высшего и послевузовского профессионального образования, новых эффективных технологий обучения в области высшего и послевузовского образования, прогноза потребности в специалистах;
- изучение потребности рынка труда в специалистах;
- прогнозирование развития сети учреждений системы высшего профессионального образования;
- реализация мер по социальной защите работников высшего профессионального образования.
Чтобы понять нынешнее состояние современной системы образования, в особенности профессионального образования, необходимо выработать некие оценочные критерии, применимые в любую историческую эпоху к системе образования и дающие возможность оценить ее.
Система образования имеет исторический опыт, определенные традиции, из которых вырастает последующая система образования. В отрыве от прошлого новая система существовать не может.
Если вспомнить отечественную историю, то в наиболее сложный для страны период (1917-1920гг.), в момент экономического и политического кризиса, когда в стране не хватало средств, государство выделяет основные средства на развитие системы образования, т.к. для всех становится понятным, что кадровая политика решает проблему выхода из кризиса. Активная политика государства в сфере образования характерна и для переломных моментов в отечественной истории досоветского периода. Начиная с Петра I, каждый раз, как только страна пыталась решать глобальные задачи в экономике и внешней политике, она рассматривала развитие системы образования как мощное средство достижения своих стратегических целей, предпринимала реформы в данной сфере, роль государства в ее регулировании.
Во всех проанализированных нами концепциях реформирования системы образования, наряду с интересными идеями существует много спорных моментов и концептуальных нечеткостей. Так, при достаточно подробном описании кризисного состояния системы образования в стране, сложного финансового положения преподавателей и студентов, в самой концептуальной проработке реформ нет ответа на многие вопросы. Так непонятно под какую государственную стратегию проводится реформа профессионального образования? Какие профессиональные задачи стоят перед образованием? Какие специалисты, и в каком количестве необходимы? На какие социальные слои опирается данная реформа? А главное, ни одна из вышеприведенных концепций не рассматривает образование как средство выхода из экономического кризиса.
В связи вышесказанным, нам кажется уместным подчеркнуть, что сегодня, когда идеологической целью государства является идея свободного рынка и либерализации экономики, эти идеи проводятся одновременно с программой минимализации, при этом экономия государственных средств происходит главным образом за счет резкого сокращения государственной поддержки образования.
Если взглянуть на тенденции развития экономики в развитых странах, то становится очевидным, что там, во-первых, во всех сферах наблюдается тенденция к ограничению действия свободного рынка, и усилению роли государства. Во-вторых, наиболее развитые страны, рационально используя свои бюджеты, постоянно увеличивают ассигнования на образование.
Таким образом, любая концепция развития системы образования, особенно в ситуации затяжного общего экономического и политического кризиса, должна, по нашему мнению, рассматривать образование как средство выхода из создавшегося кризиса. Именно отсутствие рассмотрения образования, как средства выхода их кризиса, представляется нам одним из главных недостатков практически всех концепций реформирования системы образования.
Обычно государство, реформируя данную систему, преследует определенную стратегическую цель, под которую выстраивается вся государственная политика, в том числе и в области образования. Несмотря на то, что образование может быть и негосударственным, предполагается, что за созданием системы образования просматривается некая концепция, в которой формируется идеал личности и представления о типах специалистов, которых в рамках данной концепции, следует готовить в стенах вуза. Оценка системы образования, по мнению автора, должна решаться с позиций ее адекватности поставленным задачам.
В каждое конкретное время государство формулирует цели, задачи и стратегию развития, определяются базовые ценности. В соответствии с решаемыми задачами строится система образования. Определяются субъекты образовательного процесса и общее направление развития системы образования в целом. Т.е. система образования строится адекватно государственным целям и задачам.
Оценочными критериями системы образования мы считаем следующие:
- адекватность системы образования глобальным экономическим и политическим задачам, решаемым обществом, объективным условиям функционирования системы и наличным ресурсам;
- преемственность в отношении отечественных традиций развития профессиональной образовательной системы;
- повышение качества подготовки будущих специалистов;
- соответствие логики ее изменения общемировым тенденциям развития этой системы в передовых странах.
Необходимо рассмотреть два возможных сценария, связанные с реализацией двух противоположных взглядов на образование.
Традиционный сценарий. Проблема развития образования решается только на рыночной основе, целиком исходя из сегодняшних потребностей клиентского рынка (либеральный вариант реформы), т.е. образование полностью отдается на откуп рынку. Такая перспектива, по нашему мнению, ведет к тому, что еще недавно мощная отечественная система высшего профессионального образования в ближайшей перспективе потеряет весь накопленный веками педагогический опыт и научный потенциал образования.
Такое положение вещей неизбежно в данной ситуации, т.к.:
- во-первых, ориентация образования только на потребности клиентского рынка ведет к резкому сужению перечня подготавливаемых образовательной системой специальностей (сводя их ограниченному перечню престижных специальностей) и числа подготавливаемых специалистов;
- во-вторых, подготовка специалистов по этим специальностям не как не связана с перспективой развития общества и решением задач, связанных с выводом страны из кризиса;
- в-третьих, в условиях углубляющегося кризиса, очевидна перспектива сокращения числа клиентов, способных оплатить образовательные услуги;
- в-четвертых, очевидно, что финансирование обучения возможно только по специальностям, которые рассматриваются клиентом как престижные;
в-пятых, по мере нарастания кризиса доля лиц способных оплатить образование будет снижаться, а сама система образования ориентированная только на интересы клиента не будет средством выхода из кризиса, что, в свою очередь, усугубляет проблему поддержки образовательных учреждений со стороны государства.
Альтернативный сценарий предлагает решить проблему развития системы образования с опорой на сохранение в максимально возможном объеме системы государственного образования и государственного финансирования практически по версии советского периода существования этой системы. Сценарий предполагает сохранение, по возможности, всего потенциала системы вузов созданного в советский период. В этой ситуации в принципе была бы возможна ориентация системы высшего образования на обеспечения задач стратегического развития страны. Однако реализация этой стратегии практически невозможна, т. к.:
- полноценное финансирование всей ныне существующей системы государственных учебных заведений в принципе невозможно в условиях углубляющегося экономического кризиса;
- подготовка специалистов на государственной основе по всему перечню специальностей, потребность в которых существовала в СССР, но которые сегодня не востребованы обществом, не оправданы;
- развитие всей системы по данному принципу вряд ли будет оправданным в условиях, когда стратегические приоритеты, направления экономического и культурного развития страны, и ее экономики, целенаправленная государственная политика ориентированная на развитие, отсутствует.
Несмотря на массу принципиальных отличий общим недостатком всех проанализированных нами концепций реформы системы образования, как нам видится, являются следующие моменты:
- во всех концепциях реформирования системы образования проблема развития рассматривается в отрыве от стратегии развития и экономической политики государства;
- во всех документах просматривается отсутствие приоритетных специальностей, важных в развитии экономики на ближайшее будущее;
- для всех документов характерно игнорирование системы образования как мощного средства развития общества и экономики. Последняя везде рассматривается как зависимая от финансирования государства. В большинстве документов не учитывается или односторонне учитывается специфика экономических условий, в которых протекает реформа высшего образования;
- нигде не определены критерии развития системы высшего образования. Наблюдаются попытки в качестве критериев развития указать, например, наращивание числа учреждений и студентов в них, что является весьма странным условием объективного сокращения средств, которые могут быть выделены государством на образование сегодня и сокращения числа рабочих мест.
По нашему мнению, решение указанных проблем, на самом деле, в значительной степени упирается в отсутствие общей стратегии развития общества и государства. На сегодня очевидно, что рынок, сам по себе, не может вывести страну из кризиса, что экономикой и другими сферами жизни общества надо управлять:
- вложением средств предприятий на подготовку кадров, направляя их в соответствующие отрасли промышленности и народного хозяйства. Этот факт был отмечен Правительством и осознание Правительством этой проблемы, как нам представляется, является важной предпосылкой для выработки оснований концепции для вывода системы образования из кризиса. Хотя общегосударственная стратегия развития еще отсутствует, но в деятельности Правительства уже просматривается определенная позиция (намечаются общие цели и задачи развития, ясен потенциальный заказчик, которым является государство), при том, когда еще не определены основные направления развития экономики.
Исходя из данной посылки, опираясь на выше сформулированные критерии развития системы образования и с учетом сложных экономических условий, в которых должна протекать реформа, мы предлагаем следующие элементы концепции развития отечественной системы высшего образования в современных условиях.
Опираясь на идеи, изложенные выше считаем, что было бы оправдано более четко разделить две сферы образования:
1. Регулируемую и финансируемую из госбюджета сферу государственных учреждений.
2. Регулируемую и финансируемую частными лицами сферу негосударственных учреждений.
Первую сферу предлагается существенно сократить и финансировать государством исходя из конкретно определенных в стратегии приоритетов развития государства, общества, экономики на ближайшую и отдаленную перспективу. Эти вузы необходимо полноценно финансировать из госбюджета, что возможно в условиях резкого сокращения их численности. В сфере государственного финансирования может находиться ряд вузов, развитие которых не связано с решением приоритетных задач на ближайшую перспективу, но, сохранение которых государство считает важным на более длительную перспективу. Другую, негосударственную сферу образования, предлагается финансировать за счет обучающихся, частных лиц и т.д., при этом полностью лишить эту систему государственного финансирования.
Если задача государственно-финансируемых вузов будет связана с общегосударственной задачей развития экономики, то задача негосударственных будет лежать в плоскости частных интересов отдельных граждан. В условиях ограниченного бюджета и дефицита средств - это единственный способ сохранить в дееспособном состоянии систему государственного образования. Мы считаем, что при настоящем положении вещей надо отказаться от попытки рассмотрения тенденции к увеличению числа вузов и подготавливаемых специалистов, оплачиваемых из госбюджета, как к позитивному процессу. Поступление в государственные вузы, по нашему мнению, должно проводится на жесткой конкурсной основе. Желающие получить образование, но не выдержавшие конкурсного испытания по собственному усмотрению выбирают негосударственное учебное заведение и сами оплачивают обучение.
Таким образом, государственные средства, вкладываются в развитие определенных направлений экономики и соответствующую им кадровую политику, а все частные и личные интересы граждан решаются за счет собственных средств.
В данной концепции возможно сосуществование одновременно двух форм образования: государственной и частной. По такому пути идут многие развитые страны. Однако, при этом, по нашему мнению, государственной системе образования необходимо сохранить все лучшее, отличавшее российскую государственную систему образования, а именно ее фундаментальную базу. Но, в то же время, государственной системе образования необходимо обратить внимание на доведение полученных знаний до их практического применения.
В то же время, развитие отечественной системы образования, и ее лучших традиций не должно быть удалено от развития мировой системы образования. Реализации таких связей возможна по линии ЮНЕСКО, Совета Европы и др.
Представляется, что в условиях рыночной экономики, с ее постоянно меняющейся конъюнктурой, учебные заведения должны идти не по линии развития узкой специализации, а по линии расширении спектра возможного использования наших специалистов, когда молодые специалисты могли бы найти себе применение в различных сферах деятельности.
В этих условиях, наряду с информационными формами обучения, важную роль должны играть новые типы технологий, которые должны активизировать резервные возможности личности, развивать творческие способности, давать возможность использовать полученную информацию на уровнях: воспроизведения, применения и творчества. Именно к числу таких технологий мы и относим интенсивные обучающие технологии.
Работа представлена на научную конференцию с международным участием «Фундаментальные и прикладные исследования. Образование, экономика и право» (Италия, г. Рим, 4-8 декабря 2003г.)