Постановка методологических проблем исследования охраны окружающей среды - вызов времени и результат неустанного поиска выхода из кризиса, в котором оказалось мировое сообщество перед угрозой самоуничтожения. Стало очевидным, что решить ключевые вопросы за счет приобретения только текущих результатов разносторонних исследований невозможно, требуется не просто накопление новых данных, а иной, в сочетании с традиционным, подход к познанию природы, более современные методы, принципы и приёмы ее изучения. Отсюда потребность осмыслить сущность методологии, раскрывающей культурно-историческую природу экологической мысли народов Северного Кавказа, изменчивость категорий и понятий, формировать новые ориентиры к анализу повседневной жизни людей, их поведению и общению, взаимодействию с природой. В своих исследованиях нами была сделана попытка по-новому подойти к решению проблем познания экологии Кавказа, чтобы достигнуть целостного охвата всего исторического поля - одновременно экологического, экономического, социального, политического и духовного.
Эффективность эколого-культурной деятельности разных этносов зависит от её соответствия тем обстоятельствам, в которых она протекает. Складывающиеся в процессе её длительного развития, эти условия охватывают все стороны жизни, формируя те переходящие «обстоятельства», в которых происходит деятельность уже других поколений людей. Как гроздья сцепленных друг с другом человеческих и природных систем, несмотря на различие в языках и вероисповедании, но проживая на одной территории, народы Северного Кавказа оказались прямо или косвенно связаны между собой. Отсюда интерес к воссозданию картины сообщества этого региона: существовавших в XIX-XX веках форм хозяйствования, уклада быта и состояния народной экологической культуры, миропонимания, традиций отношения к окружающей природной среде, образам мышления этносов.
Оптимальной опорой послужило сочетание формационного и цивилизационного методов познания прошлого.
«До сих пор история человечества и история его духовных проявлений изучается как самодовлеющее явление свободно и незакономерно проявляющееся на земной поверхности, в окружающей среде, как нечто ей чуждое» - писал В.Вернадский в начале XX века. Дальнейшие исследования показали, что среда обитания оказывает существенное влияние на формирование экологической культуры народов, проживающих на данной территории.
В настоящей работе нами использованы новейшие научные методы изучения экологической культуры, такие как: природные, демографические, медико-биологические, социально-гигиенические и другие особенности среды жизни, которые в совокупности различно воздействуют на людей. Все эти показатели весьма изменчивы в каждом из регионов, причем, люди повсеместно не только меняют для своих нужд внешние по отношению к себе условия жизни, что наблюдаем на Северном Кавказе, но и сами социально-биологически приспосабливаются к этой многоликой среде. Как и всякая историческая система, этот регион прошел все этапы развития: возникновение, расцвет, упадок, при этом сохранив преемственность духовных ценностей.
Реформы, проведенные царским правительством в XIX веке, резко изменили традиционную культуру, как горцев, так и казаков, их уклад быта, навсегда забывались многие элементы природопользования, другие трансформировались, приобретая новые формы проявления.
В исследовании была предпринята попытка охвата всего трудноуловимого по документам процесса складывания экологических представлений у народов Северного Кавказа на протяжении пореформенной эпохи.
Господствующий до сих пор линейный подход к изучению истории и культуры народов представляет опасность для формирующейся новой мироцелостности, ибо он не только привел к системе глобального кризиса, но и не способен показать выход. (Волков Ю.Г., Поликарпов B.C., 1998).
В связи с чем, создание современной модели экологической культуры с учетом культур этнического разнообразия, и самое главное - определение места человека в этой системе -насущная задача ученых разных отраслей и направлений.
Работа представлена на научную конференцию с международным участием «Природопользование и охрана окружающей среды» (Греция, г. Лутраки, 5-12 октября 2003 г.)