Проанализируем ситуацию в трех странах Западной Европы - Германии, Франции и Великобритании. Все они достаточно репрезентативны, кроме того, Франция - это классическая унитарная страна, ФРГ - классическое федеративное государство, а Великобритания занимает промежуточное положение. Именно конкретные детали представляют особый практический интерес для "юной" российской региональной финансовой политики, которая нуждается в законодательном, институциональном и финансовом оформлении. Многое для этого может быть почерпнуто из опыта указанных трёх стран.
Франция
Начало региональной политики во Франции было положено книгой Гравье "Париж и французская пустыня", опубликованной в 1947 году. В книге утверждалось, что чрезмерный рост Парижа стал причиной стагнации остальной Франции. Именно для решения проблемы Парижа в 1950 году в рамках Министерства реконструкции и урбанизма создается департамент, ответственный за региональную политику.
Парламент Франции, в свою очередь, выделил строчку в бюджете под региональную политику. В 1950-х проблему Парижа пытались решить с помощью субсидирования фирм, решивших отказаться от размещения в Париже и выбравших местом резиденции другие районы. В 1956 году политика изменилась. Теперь компании должны были получать разрешение на размещение в Париже, а парижские фирмы - разрешение в случае желания расширить свою деятельность в столице.
В 1963 году создается агентство DATAR, ответственное за региональную финансовую политику. При нем был Специальный фонд для планирования регионального развития, главной целью которого являлось финансирование инфраструктурных проектов, необходимых для успешной реализации региональных программ, финансирование которых не было закреплено в бюджетах других ведомств. В результате осуществления региональной политики миграция в Париж была приостановлена.
В девяностые годы в целях региональной финансовой политики различались три категории проблемных регионов: области регионального развития, приоритeтные сельские зоны развития, "хрупкие" зоны развития. Наиболее проблемными являются регионы, составляющие первую категорию. Основными инструментами политики являются "гранты региональной политики" и "локальная деловая неналоговая концессия для регионального развития ".
В 1999 году во Франции принимается закон "О политике регионального развития". Закон содержит принципиально новый подход к региональной политике: укрепление внутренних факторов экономического роста, дифференцированных в зависимости от региона и основанные на местной инициативе и участии. В дальнейшем региональная политика должна отходить от прямой финансовой поддержки и основываться на грантовом финансировании стратегий и программ, реализуемых местными властями. Новый закон воспринял полицентричный сетевой подход: города - "моторы" развития соответствующих областей. Поэтому надо концентрироваться на развитии городов, связей между городами и городами-сателлитами. Кроме того, в законе акцентировался принцип взаимодополняемости и симбиоза между городскими и сельскими районами. В рамках кластерного подхода во Франции был реализован пилотный проект поддержки локальных промышленных сетей.
ФРГ
Как уже отмечалось, международная практика показывает, что наполнение региональной политики в унитарных и федеративных государствах разное. В странах с унитарной формой территориального устройства центры принятия решений в отношении региональной политики концентрируются на национальном уровне управления. В федерациях она проводится и на уровне региона.
В ФРГ большинство функций экономического развития, включая бюджетно-налоговый механизм, закреплены за землями. Так, последними очень часто используются так называемые "общие задачи", предлагая финансовые гранты в рамках федеральных правил, критериев выбора победителей и правил доступа к конкурсу.
По конституции ФРГ региональная политика входит в компетенцию земель. Метод общих задач возник в 60-годы, когда недостаток координации в осуществлении региональной политики был осознан как острая проблема. "Общие задачи" используют прозрачные и объективные критерии определения проблемных зон регионального развития и распределения ресурсов. В то же время, общие правила игры, установленные в нормативном акте этого типа, в силу своего единообразия защищают интересы депрессивных регионов и препятствуют межрегиональной конкуренции. В силу этого "общие задачи" подчас становятся объектом критики высокоразвитых, "богатых" земель.
После объединения ФРГ была запущена программа "Подъем Востока ", в рамках которой восточные земли получали ежегодно около 6,6 млрд. нем. марок для содействия развитию производства и занятости. Половина этих средств передается непосредственно в распоряжение местных органов власти. Предоставление помощи требует собственного участия (10%) получающей стороны. Немецкие специалисты признают, что, несмотря на недостатки целевых отчислений, они остаются незаменимым инструментом ликвидации экономических диспропорций, существующих в восточногерманских землях.
Региональная политика в отношении новых земель состоит из шести блоков: 1)налоговый - включает в себя налоговые льготы и льготную амортизационную политику (до 20% от размера инвестиций); 2)поддержка в рамках существующих "Общих задач" - она предусматривает предоставление грантов коммерческим предприятиям (до 23% от размера инвестиций в предприятия, расположенные в новых землях); 3)кредитные программы; 4)программы в области охраны окружающей среды; 5)развитие инноваций; 6)развитие торговли.
В отношении других земель инструментом прямой федеральной политики поддержки в ФРГ является инвестиционный грант. Размеры помощи западным землям меньше, механизмы предоставления помощи одинаковы.
Одной из причин неэффективности региональной политики развития восточных земель явилась неспособность органов местного самоуправления восточных земель умело распорядиться поступающими ресурсами.
Великобритания
В 1980-х годах наиболее острой проблемой в Великобритании была проблема различий между севером и югом. Однако, в последнее время, проблемный узел стал менее различимым. Хотя проблема севера и юга остается на повестке дня, диспропорции в уровне безработицы и доходах сильнее между муниципалитетами в одном и том же регионе, чем между регионами.
Обоснование региональной политики незначительно изменилось с 1983 года, когда увидела свет Белая книга "Региональное индустриальное развитие". Подход состоит в том, что различия имеют не экономическую, а социальную природу, а главной целью провозглашалось ликвидация региональных различий в занятости населения. Поддержка предоставлялась для стимулирования перераспределения экономической активности и поощрения регионов с устаревающими отраслями промышленности реструктурировать её и открыть предприятия новых отраслей. В последние годы приоритет отдается не стимулированию развития кризисных территорий, а достижению устойчивого развития всей территории страны.
Основным инструментом при проведении региональной политики является так называемая "выборочная региональная поддержка". Как правило, она предоставляется в виде инвестиционного гранта. Нуждающиеся регионы поделены в Великобритании на две категории - регионы развития (наиболее проблемные регионы) и проблемные регионы, для того, что бы помощь использовалась более эффективно. В определении степени проблемности исходят из различных показателей, связанных с безработицей и занятостью: текущий уровень безработицы, превышение уровня безработицы в данном регионе над средним по стране уровнем, вероятный будущий спрос на труд.
Принятая в 2001 году Белая книга "О предприятиях, технологиях и инновациях" установила повестку дня региональной политики на следующие пятилетие. Белая книга основывалась на принципиально новой стратегии региональной политики: 1)основной посылкой региональной политики, должна стать необходимость обеспечения экономического роста во всех регионах; 2)стимулирование роста должно генерироваться не сверху, а внутри региона; 3)провозглашалась необходимость замены подхода, основанного на стимулировании (финансовом или налоговом) программами помощи локальным деловым сообществам, границы которых могли не совпадать с границами регионов; 4)региональная политика должна быть сориентирована на стимулирование высокотехнологичного сектора экономики. Связки "университет - корпорация" должны стать центральным элементом создаваемых региональных кластеров развития.