Мировоззрение человека определяет логику социального поведения. Действия, в конечном итоге, определяются системой ценностей, разрешение глобального экологического кризиса невозможно в рамках прежней мировоззренческой парадигмы. Антропоцентрическая установка сводит экологическую проблему к системе природоохранных мероприятий, что проблему не решает, и решить не может. Природоохранная деятельность без учета социальных и культурных факторов не может быть успешной, поскольку не ликвидирует причины экологического кризиса, а лишь отдаляет его последствия.
Выдвинутая В.И.Вернадским идея ноосферы как путь коэволюции человека и природы является наиболее перспективным направлением выхода из глобального экологического кризиса. Будет ли общество индустриальным или информационным - оно неизбежно должно решать экологические проблемы. Однако надо ставить вопрос не столько об информатизации общества, сколько об его ноосферизации.
Экологическое образование до сих пор занимается в основном экологической гласностью, делая упор на следствии - разрушительном воздействии человека на природу. То, что было хорошо на первом этапе и в определенной степени способствовало формированию экологической этики, сейчас уже не является столь актуальным. Главной целью экологического образования и воспитания должно быть формирование ноосферного мировоззрения, личной экософии. Никаким природоохранным структурам в принципе невозможно уследить за различными нарушениями в природопользовании, если нет установки на определенный образ жизни, на экологичность бытия.
Знание, научная мысль становятся идеальным фактором организации ноосферы, качественное изменение форм общественного сознания постепенно приводит к кристаллизации нового типа сознания - ноосферного сознания. Ноосферное мировоззрение позволяет выходить на причины глобального кризиса. Оно делает возможным через изменение логики социального поведения реально и на длительную перспективу планировать действительно устойчивое развитие, обеспечивающее процесс коэволюции человека и природы.
Возникает проблема соответствия нынешнего человеческого сознания возникшим задачам. Современные глобальные проблемы - это следствие такого способа мышления, которое всегда имеет дело со следствиями. Экологический кризис является следствием мышления современного человечества, особенно представителей технократической: западной цивилизации. Безусловно, необходимы различные технологические улучшения промышленной деятельности, но главное - это изменение сознания и создание новой, природопаритетной цивилизации и нового жизнеустройства. Это единственный выход, это главная проблема, мысль должна идти в ином направлении - к функциональной первопричине, синтезируя следствия, тогда от нее развяжется весь узел проблем, в том числе наиболее острых социальных и духовных. Осознание проблемы отчуждения человека от природы во всей полноте, изменение целей и ценностей современной цивилизации является путем выхода из глобального экологического кризиса.
Переход к эпохе ноосферы не может быть быстрым и безболезненным. Перейти от общества потребления природы к ноосферной цивилизации нельзя. Должно прийти осознание неизбежности выбора.
По существу, главной экологической проблемой является не сохранение «окружающей среды», а сохранение жизни на Земле. Не сохранение этой среды и природных богатств для долговременного использования их человеком (природа как объект эксплуатации), а сохранение мировой жизни в целом, а значит и человека как ее части.