Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

На основании значительных кариотипических отличий статус лесостепного сурка Кащенко, как бывшего подвида серого сурка, в настоящее время предлагается повысить до уровня вида. В связи с этим в корне должен измениться и общий подход в вопросах его охраны и эксплуатации, так как его численность на территории Кузбасса очень мала и составляет около 2 тыс. голов. Благодаря своей экологической пластичности этот зверек достаточно хорошо уживается в близком соседстве с человеком при условии отсутствия прямого преследования последним. Основная масса колоний сосредоточена в Топкинском, Крапивинском, Промышленновском и Юргинском районах области.

В пределах Кемеровской области колонии и поселения встречаются мозаично в лесостепной зоне Кузнецкой котловины. Отдельные особи (как правило, трехлетние самцы) способны на значительные территориальные перемещения, расстояние которых составляет до 15 километров в сутки. По нашим наблюдениям молодые самцы при перемещении в ночное время через каждые 3-5 километров выкапывают защитные норы глубиной до 30-58 см, в которых могут задерживаться до двух суток, в случае беспокойства. При контакте с периферийной семьей колонии, где доминирующий самец еще достаточно силен, мигрант сооружает временную зимовочную нору. Как правило, она помещается на господствующей высоте по отношению к основной колонии. Ее устройство гораздо проще многолетней и имеет всего два входа (один сверху, второй сбоку). Таких одиночек может быть до трех особей, которые посягают на индивидуальную территорию и самок самца-доминанта основной семьи.

Биология и вопрос изъятия из природных популяций этого представителя наземных беличьих на территории Кузбасса практически не изучены.

Типичными местами обитания сурка в Кемеровской области являются южные склоны логов и речных террас, реже сурки поселяются на склонах юго-восточной и юго-западной экспозиций. Большинство колоний располагаются по склонам логов, по дну которых протекают ручьи, нередко образующие болотца. Наиболее часто колонии располагаются по склонам с одиночными деревьями (Betula verrucosa) и редким кустарником из шиповников (Rosa cinnamomea, R. acicularis) и караганы древовидной (Caragana arborescens) (Калягин, Поляков, 2002) .

Основная масса колоний расположена в Топкинском районе, который занимает 2,9% территории Кузбасса (2,7 тыс. кв. км) и расположен в северо-западной части Кузнецкой котловины, на водоразделах рек Томь и Иня. Преобладают холмисто-равнинные и лесостепные ландшафты. Настоящие исследования современного состояния серого лесостепного сурка проводились в весенне-летний период 1998-2003 г.г. Организован стационар в окрестностях села Хорошеборка Топкинского района Кемеровской области. Задействовано три учетных наблюдательных площадки с хорошим обзором и расстоянием до ближайших семейных участков 60-200 м. Наблюдательные посты мы расположили на высоте 2 м от земли, устроив их на старых деревьях. Площадь 1 площадки 1 га, 2-ой - 10 га и 3-ей - 5 га. На первой площадке в 1998 г было учтено 10 семей, 2-ой - 24 и 3-ей - 15 семей. В течение 1999-2000 г.г. количество семей и численность зверьков были относительно постоянны. В весенне-летний период сурок является единственным источником мяса для местного населения. И только за 2001 г в урочище «Черная колода» он был практически истреблен (осталось 2 семьи с 3-мя сеголетками). В этом поселении в 1998 г. насчитывалось 85 сурков (25 взрослых, 25 двух- и трехлеток и 35 сеголетков). Браконьерами за один сезон добыто 49 особей, 20 молодых уничтожено бездомными собаками, около 10-ти хищниками. Доказан факт смещения пищевой активности на ночное время. Используя прибор ночного видения, мы неоднократно наблюдали сурков во время кормежки с полуночи до 2 часов ночи.

Несмотря на то, что сурок способен издавать разнообразный свист его сигнал в ночное время ограничивается однократным, коротким свистом. Зверьки затаиваются и не укрываются в норах.

При подготовке зимовочных нор сурки Хорошеборских поселений не использовали катыши из глинистых пород, как изучаемые нами ранее в Крапивинском районе. Расстояние между этими поселениями около 200 километров. Сурки залегают в норы на зимнюю спячку к концу июля, т.е. на 2-3 недели раньше, чем в Крапивинском районе.

Мигранты подвергаются нападению взрослых доминирующих самцов, получая от них нередко тяжелые травмы. Оказавшись очевидцами этих драк, в конце июля 2002 года мы были вынуждены отловить и лечить 3 молодых самцов с переломами конечностей. На следующий сезон они, как правило, создают семью с одной или двумя молодыми самками, расширяя и усложняя первоначальную нору. В таких семьях в этом сезоне мы ни разу не встретили самок со щенками.

Площадь семейных участков в среднем 0,2 га, расстояние между ними 20-30 м. В составе семьи, как правило, один взрослый самец, 2-3 самки, 3-двух и трехлеток и 3-4 сеголетка. На участке семьи следующие норы: 1-2 зимовочных на господствующей высоте склона, 2-3 летних, расположенных в 10-14 м от первых и 5-8 защитных на кормовых тропах.

Несмотря на то, что сурок занесен в Красную книгу Кузбасса, мы считаем это преждевременным, так как экологическая пластичность этого вида позволила ему в буквальном смысле оккупировать территорию соседних с колониями населенных пунктов (заселяют брошенные погреба, кладбища и т.п.). Антропогенная трансформация будет способствовать взаимообмену эктопаразитами сурков и домашних животных. Контакт его с иксодовыми клещами Ixodes persulcatus и Ixodes crenulatus и перенос их к жилью человека может вызвать вспышки природно-очаговых заболеваний и в первую очередь клещевого энцефалита.

Поэтому его охрана (включая и разведение в неволе) должна сочетаться с ограниченным лицензионным изъятием зверьков для местных жителей из природных популяций, но с учетом пола и возраста. Критерием должно быть то, что каждая самка приносит потомство через год в количестве от двух до четырех щенков. Следует учесть, что мы ни разу не наблюдали самок с большим количеством детенышей на протяжении пятилетних стационарных наблюдений.

Литература:

  1. Polyakov A.D. Marmot as tick host in Kuzbass // 4 th European Congress of Mammology. - Brno, Czech Republic july 27-august 1, 2003
  2. Polyakov A.D. Grey forest-steppe marmot habitat in Kemerovo oblast // IVth Marmot World Conference/International Marmot Network. Montreux, Switzerland. - 2002
  3. Поляков А.Д. Предварительные результаты исследований поселений серого лесостепного сурка на Хорошеборских учетных площадках в Кемеровской области // Сурки в степных биоценозах Евразии: VIII совещание по суркам стран СНГ: Россия, Чувашская Республика, г. Чебоксары, 7-10 июня 2002 г.: Доклады/ (Научные труды госзаповедника «Присурский», Т.8). - Чебоксары-Москва: КЛИО, 2002
  4. Калягин Ю.С., Поляков А.Д. Серый сурок Кемеровской области: некоторые вопросы его биологии и охраны. // Сурки Голарктики как фактор биоразнообразия (Ред. К.Б. Армитейдж, В.Ю. Румянцев).- Труды участников III Международной Конференции по суркам, Россия, Чебоксары, 25-30 августа 1997 г.-М.: Изд-во АВF, 2002