В последние годы отмечается рост уровня тиреоидной патологии и тенденция к утяжелению ее течения. В связи с этим возрос интерес практических врачей к заболеваниям щитовидной железы и, в частности, к проблемам узловых тиреоидных образований, что объясняется широкой распространенностью зоба в йоддефицитных регионах России, к которым относится Кемеровская область. Это сопровождается ростом числа операций различной степени радикальности на щитовидной железе. Несмотря на совершенствование техники оперативных вмешательств, остается высоким уровень рецидивирования узлового зоба в первые годы после операции.
Целью работы явилась оценка эффективности различных схем ведения больных, оперированных по поводу узлового зоба, в плане профилактики рецидива заболевания.
В исследование взято 180 больных в возрасте от 18 до 72 лет, оперированных по поводу узлового коллоидного зоба, которые были разделены на две группы: получавшие заместительную медикаментозную терапию (n =120) и не имевшие таковой (n =60).
Через 3 месяца после операции уровень тиреотропного гормона был выше исходного в обеих группах в среднем в 1,6 раза, что свидетельствовало о развитии гипотиреоза, который у части больных сопровождался клинической симптоматикой. При этом уровень тиреотропного гормона зависел от объема оперативного вмешательства и был наибольшим после проведения субтотальной тиреоидэктомии.
Больным первой группы через 3 месяца после операции была назначена терапия препаратами тироксина, йодида калия или их комбинация. Доза тироксина колебалась от 25 до 125 мкг/сут и зависела от функционального состояния щитовидной железы после операции и наличия сопутствующих заболеваний, ограничивающих дозу тироксина.
Средний уровень тиреотропного гормона во всех подгруппах, получавших заместительную медикаментозную терапию, статистически значимо (p < 0,01) снизился через 12 и 24 месяца по сравнению с уровнем через 3 месяца после операции. Частота рецидивов в течение 2 лет после операции в 1 группе составила 11.6 %, против 18, 3 % во 2 группе. Установлена связь между функциональным состоянием тиреоидного остатка, объемом оперативного вмешательства, проводимым лечением и возникновением рецидива узла. Последний статистически значимо (p < 0,01) чаще возникал после проведения резекции узла и гемитиреоидэктомии в группе больных, не получавших профилактического лечения. Установлена статистически значимая связь (r = + 0,48; p < 0,01) рецидива узлового коллоидного зоба с функциональным состоянием тиреоидного остатка: в 48,2 % случаев рецидив узла возникал на фоне послеоперационного гипотиреоза.
Оценивая результаты исследования, можно сделать вывод о том, что движущим моментом рецидивирования узлового зоба является развитие послеоперационного гипотиреоза и активация гипоталамо-гипофизарно-тиреоидной системы. Применение комплекса лечебно-реабилитационных мероприятий снижает риск развития послеоперационного гипотиреоза в 2,2 раза и рецидива заболевания в 1,7 раза. При этом наиболее эффективными являются схемы включающие препараты тироксина, которые назначаются больным в раннем послеоперационном периоде, дозы тироксина подбираются индивидуально с учетом показателей тиреотропного гормона и наличия сопутствующих заболеваний.