Формирование здоровья человека происходит в условиях различных экзогенных воздействий, сопряженных с необходимостью адаптации к условиям окружающей среды, которая представляет собой многокомпонентную систему, объединяющую физические, химические и социальные факторы. Многочисленные исследования показывают, что каждый из этих факторов оказывает существенное влияние на организм, усиливающееся при их сочетанном воздействии и требующее определенных приспособительных реакций организма.
Изучение важнейших физиологических и психосоматических проявлений жизнедеятельности человека в настоящее время происходит в условиях постоянно нарастающего противоречия между биологическими и социальными факторами, возникновения и усиления так называемой социально-биологической аритмии. Все чаще рабочие психофизиологические механизмы человека подводятся к предельным нормам возможной работоспособности. Значительные изменения происходят и в психо-эмоциональном статусе людей, особенно проживающих в крупных промышленных городах, которым и является г.Кемерово, имеющий высокий уровень развития химической и угольной промышленности, машиностроения. Данные популяционных исследований свидетельствуют о том, что 70 % населения России живут в условиях хронического психо-эмоционального стресса. Значительны последствия этого стресса и у беременных женщин. Повышенная и длительно испытываемая психо-эмоциональная напряженность, наряду с ухудшением экологической обстановки, способствует возникновению осложнений во время беременности и увеличению числа перинатальных потерь.
Целью данного исследования являлось выявление взаимосвязи между социальными факторами, уровнем реактивной и личностной тревожности и возникновением угрозы прерывания беременности у женщин, проживающих в городе с высоким индустриальным потенциалом.
В исследование было включено 90 беременных, находящихся на лечении в условиях стационара дневного пребывания женской консультации МУЗ ГБ №1 с явлениями угрозы прерывания беременности и преждевременных родов. Для оценки уровня реактивной (ситуационной) и личностной тревожности использовалась шкала самооценки Ч. Д. Спилбергера (США) в адаптации Ю. Л. Ханина (1978г). Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Высокая реактивная тревожность вызывает нарушение внимания и осознания происходящего. Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие и реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Высокий уровень личностной тревожности прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротичесикми срывами и психосоматическими заболеваниями.
Большинство из 90 беременных женщин находились в возрасте от 21 до 29 лет (68 человек - 75,5 %), до 20 лет было 8 беременных (8,8 %), 14 в возрасте - от 30 и старше (15,5 %). По социальному статусу служащими являлись 52 женщины (57,8 %), учащимися - 12 (13,3 %), 13 женщин были рабочими (14,4 %) и такое же число - домохозяйками с разным уровнем образования.
При анализе уровня образования было выявлено, что основная масса беременных имела высшее образование (52 женщины - 57,8 %) и среднее специальное (21 женщина - 23,3 %). Незаконченное высшее и среднее специальное образование отмечалось у 17 беременных (18,9 %). По роду профессиональной деятельности нервно-эмоциональное напряжение испытывали 74 женщины (82,2 %), 18 беременных (20 %) имели контакты с химическими веществами. В официально зарегистрированном первом браке находилось 53 женщины (58,9 %), без регистрации в первом браке проживало 17 беременных (18,9 %). Повторный брак имели 14 женщин (15,6 %), но лишь в 2-х случаях (2,2 %) - зарегистрированный. Шесть беременных женщин являлись одинокими (6,7 %). При анализе бытовых условий было выявлено, что собственное благоустроенное жилье имели лишь 32 беременные (35,6 %), а остальные 58 (64,4 %) женщин арендовали квартиры, проживали в общежитиях, или с родителями, причем, 6 из них (6,6 %) проживали в неблагоустроенных домах.
По результатам психо-диагностического тестирования высокого уровня реактивной (ситуационной) тревожности выявлено не было, что может быть расценено как положительный фактор лечения в условиях стационара дневного пребывания. Умеренный уровень был зарегистрирован у 9 (10 %) женщин, тогда как остальные 81 (90 %) беременных имели низкий уровень ситуативной тревожности. Иная картина вырисовывалась при анализе личностной тревожности: у 35 (38,9 %) беременных был отмечен высокий уровень, у 48 (53,3 %) - средний уровень и лишь у 7 беременных (7,8 %) - низкий, причем, все эти 7 беременных были домохозяйками со средним и средне-специальным образованием.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы: расцвет детородного возраста приходится на тот период жизни женщины, когда испытываются максимальные нервно-эмоциональные нагрузки, связанные с процессом образования, трудовой деятельностью, с бытовой, а часто, и семейной неустроенностью. Женщины, проживающие в крупных промышленно развитых городах, имеющие высшее образование, являющиеся служащими, испытывают хронический психо-эмоциональный стресс, связанный с профессиональной деятельностью, а так же переживают тяжелые социально-психологические последствия экологических стрессов. Все эти факторы в сочетании с повышенным уровнем личностной тревожности способствуют формированию психологического дискомфорта, характеризующегося состоянием внутренней напряженности, неуверенности, страха, снижением настроения и пессимистической оценкой перспективы. Поэтому, наряду с этио-патогенетическим медикаментозным лечением, необходимо уделять внимание снижению уровня тревожности за счет изменения отношения к психотравмирующим факторам и формированию оптимистической оценки исхода беременности, которая может быть достигнута использованием немедикаментозных методик (иглорефлексотерапии, психотерапии, музыкотерапии и фитотерапии). А комплексное решение экологических и социальных проблем будет способствовать снижению противоречий между биологическими и социальными факторами, тем самым оказывая позитивное действие на репродуктивную функцию женщин.