Ранее нами было показано, что развитие хронического эндотоксикоза (ЭТ) у крыс сопровождается комплексом изменений со стороны различных отделов вегетативной нервной системы: интрамуральных нервных элементов внутренних органов, паравертебральных симпатических ганглиев, ядер и проводящих структур спинного и продолговатого мозга [Фролов В.И., 2002, 2003; Новочадов В.В., Фролов В.И., 2001, 2003]. Описанные изменения находились в тесной взаимосвязи с морфофункциональными преобразованиями в органах-мишенях эндогенных токсических соединений и, безусловно, принимали участие в их формировании. Детальное морфологическое и морфометрическое изучение ряда таких структур, прежде всего периферических отделов парасимпатической нервной системы, было ограничено размерами экспериментальных животных.
Цель работы - установить закономерности морфофункциональных изменений в парасимпатических ганглиях вегетативной нервной системы при моделировании хронического эндотоксикоза у кошек.
Работа была выполнена с использованием 11 беспородных кошек. У 6 животных ЭТ воспроизводился многократным введением малых доз тетрахлометана и микробного липополисахарида по оригинальной методике [Писарев В.Б. с соавт., 2000] в течение 30 сут. Пять интактных животных, содержащихся в те же сроки в условиях вивария, составили группу контроля. Морфологическое исследование тканей печени, легких, сердца и почек вместе с периферическими ганглиями вегетативной нервной системы было проведено при окраске гематоксилином и эозином, тионином по Нисслю и серебрением по Бильшовскому в соответствии со сложившимися принципами качественного и системного количественного анализа [Автандилов Г.Г., 2002].
При развитии хронического ЭТ наиболее выраженные изменения были выявлены в чревном и каудальном брыжеечном узлах, где регистрировалось уменьшение нейронной плотности (в 1,92 раза) и размеров ядер нейронов (в 1,55 раза), их перикарионгов (в 1,45 раза), при увеличении коэффициента глиоцит/нейрон более чем в 3 раза. Несколько менее выраженные изменения были обнаружены в парных околопочечных парасимпатических ганглиях. Изменения здесь имели небольшую диссимметрию: более выраженные сдвиги наблюдались слева. Морфометрическое исследование ганглионарных клеток в области сердца выявило качественно сходные, но неодинаковые изменения: максимальное уменьшение плотности и размеров ядер было характерно для нейронов периаортальной области, менее выраженное - для межпредсердных ганглиев, а минимальное - для функционально малонагруженной области полых вен (заднепредсердной). Сходные изменения регистрировались и в парасимпатических ганглиях вблизи ворот легких. Максимально выраженные изменения нейронов были характерны для ганглиев перивазальных областей левого легкого, минимальные - для перибронхиальных и пеивазальных областей правого легкого.
Полученные данные расширяют современные представления об участии периферических парасимпатических элементов вегетативной нервной системы в пато- и морфогенезе хронического ЭТ и частично объясняют различную выраженность вторичного повреждения внутренних органов при этом процессе.