Каждая эпоха предъявляет свои требования к содержанию образования, его целям и задачам. Экологические знания, экологическое мышление и сознание на пороге третьего тысячелетия становятся необходимой, обязательной, атрибутивной составляющей культуры, что придает новый смысл понятию духовности и образованности. Происходит актуализация ключевых компонентов духовности - интеллектуальности и нравственности. Эти качества обогащают и определяют духовный потенциал нации (народа)-этноса как наиболее крупной системной общности, объединенной территорией, историей, хозяйством и обладающей собственной материальной и духовной культурой. Многообразие этнических культур есть результат и залог приспособляемости человека к разным условиям существования. Высшей ценностью для каждого этноса является он сам, а именно - народ. Целью для каждого этноса является бесконечное самовоспроизводство. Этой цели отвечает современное понятие устойчивого развития, т. е. такой деятельности нынешнего поколения, которая не снижает жизненный потенциал биосферы - определяющее условие для существования новых поколений людей. Но на деле мы видим обратное. Налицо экологический (ресурсный) кризис в глобальном масштабе, который сопровождается кризисом экономическим и духовным.
В данном контексте значимость экологии как вершины мировоззрения осознана и признана мировым сообществом, о чем свидетельствует его решимость принять ответственность перед будущими поколениями за сохранение природы и ее богатств, обеспечить право каждого члена общества на жизнь, народов - на свою культуру. Очевидно, что надежным гарантом устойчивого развития общества и сохранения здоровья природной среды является высокий уровень развития экологической культуры всего населения.
Экологическая культура, являясь частью общечеловеческой культуры, определяет характер и качественный уровень отношений между человеком и социоприродной средой, проявляется в системе ценностных ориентаций, мотивирующих экологически обоснованную (экологически сообразную) деятельность, и реализуется во всех видах и результатах человеческой деятельности, связанных с познанием, использованием и научно обоснованным преобразованием природы и общества. «Экологическая культура предполагает такой способ жизнеобеспечения, при котором общество системой духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов формирует потребности и способы их реализации, которые не создают угрозы жизни на Земле» (Московская международная декларация об экологической культуре, Москва, 1998 г.) Формирование экологической культуры населения сегодня рассматривается в качестве важнейшей сферы национальной экологической политики России (наряду с такими сферами как экономика природопользования, экологическое право, управление природопользованием, сохранение биоразнообразия и здоровья среды).
Основным средством формирования экологической культуры призвана стать целенаправленная система экологического образования, которая должна не просто проникнуть в структуру системы общего образования, а стать одной из ее основ. Более того, именно экологическое образование может стать ключевым, системообразующим направлением всей существующей системы образования.
Регионализация экологического образования является ведущей и долговременной стратегией, определяющей пути становления целостного регионального образовательного пространства на основе взаимодействия национально-регионального, федерального и мирового опыта развития экологического образования. Это выбор регионом собственной образовательной стратегии, создание собственной программы развития экологического образования в соответствии с региональными социально-экономическими, географическими, культурно-демографическими и другими условиями. Так, для населения центральной части Западной Сибири (Среднее Приобье) весьма актуальны проблемы, связанные с добычей, транспортировкой и переработкой нефти и газа: ресурсосбережение, загрязнение природной среды отходами нефтегазодобывающей промышленности и аварийными разливами нефти и выбросами газа, снижение видового разнообразия эндемичной флоры и фауны, сокращение площадей территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера (ханты и манси) и др. Задача экологического образования - донести до каждого жителя региона информацию об этих проблемах, их причинах и пагубных последствиях, а также научить способам их решения.
Региональные проблемы выводят учащихся на уровень историко-культурных традиций народа в отношениях с природой, глобальные проблемы затрагивают разум школьника и студента, учат быть гражданами Земли. Построение обучения в соответствии со спецификой региона и разноуровневым рассмотрением экологических проблем позволит приобщить учащихся к традиции «мыслить глобально, действовать локально».
В познании истоков, сущности проблемы, изучении теории и наблюдении воочию или даже непосредственном участии в практическом ее решении актуализируются знания разных областей науки. К примеру, для биологии - это изучение редких и исчезающих видов растений и животных данной области с целью сохранения видоразнообразия на всех уровнях - генетическом, видовом, экосистемном. Для географа - это проблема оценки экологической ситуации на глобальном, региональном, местном уровнях с целью определения степени экологической опасности: зоны экологической нормы, экологического риска, экологического кризиса, экологического бедствия. Изучение естественного и техногенно измененного химического окружения человека, а также физических параметров окружающей среды (температура, давление, освещенность, радиационный фон и т.д.) позволят углубить экологизацию химии и физики. Даже такие, казалось бы далекие от естественнонаучных дисциплин, предметы гуманитарного цикла, как история и литература имеют истинно экологические корни. Кому-то может показаться парадоксальным это утверждение, но объяснение очень простое: вся классическая и современная литература, пропитана экологическими идеями. Это идеи добра и гармонии, поиска себя и своего предназначения, воспевания природы и жизни, отражение реальной картины взаимоотношений и взаимосвязей всего и вся. История человеческого общества - это описание постоянного взаимодействия человека с окружающей природной и социальной средой. Вытекающие из этого взаимодействия позитивные последствия и конфликты и представляют собой хронологию событий в истории любого народа.. Постоянно изменяющиеся параметры этой среды являются первоначальной причиной прогресса цивилизации и формирования современной структуры человеческого общества. В истории человечества не раз именно экологические катастрофы приводили к гибели целых цивилизаций и зачастую причиной этому был сам человек. Учитель истории может проследить с учениками хронологию изменения отношений в системе «природа-человек», заострить внимание на вопиющих фактах гибели целых экосистем из-за необдуманных действий человека (пустыня Сахара, Междуречье и др.). В то же время можно проследить с древних времен до наших день факты природоохранной деятельности человека, состояние законодательства о природопользовании в разных общественных формациях, обратить внимание учащихся на исторически сложившиеся экологические традиции жизни коренных народов. Эти знания неоценимы для воспитания, их анализ и обобщение прекрасно вписываются как в уроки экологии, так и в уроки истории.
Помимо дошкольных, средних и высших образовательных учреждений экологообразовательную деятельность на местах осуществляют учреждения дополнительного образования. Это городские и районные Станции юных натуралистов, школьные лесничества, различные кружки естественнонаучного профиля - кактусоводов, аквариумистов, собаководов и др. - при Центрах досуга, Домах детского творчества. Нельзя не сказать об общественных экологических организациях - клубах, дружинах, союзах, движениях, деятельность которых играет важную роль в пропаганде и распространении экологической информации, организации и проведении природоохранных мероприятий.
Реализация региональной экологической политики в сфере образования в настоящее время координируется в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года. Цель модернизации состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования. Модернизация общеобразовательной школы предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современной качество содержания образования. Опираясь на богатейший опыт российской и советской школы, следует сохранить лучшие традиции отечественного естественно-математического, гуманитарного и художественного образования» (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Москва, 2002 г.).
Модернизация образования - это масштабная программа государства, осуществляемая при активном содействии общества. На первом этапе (2001-2003 гг.) обеспечивается запуск процесса модернизации образования, при этом создаются необходимые условия для широкого участия общества в этом процессе. Среди основных направлений и первоочередных мер образовательной политики этого этапа можно выделить наиболее важные:
- обновление содержания образования и совершенствование механизмов контроля за его качеством;
- принятие государственных стандартов общего образования;
- организация экспериментальной апробации нового содержания общего образования, его разгрузка, ориентация на потребности личности и особенности современного этапа жизни страны;
- создание условий для введения профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы;
- экспериментальная отработка форм единого государственного экзамена.
В развитие Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года была подготовлена Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. В соответствии с этой концепцией профильное обучение представляет собой средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования, а также в соответствии со специфическими потребностями региона. Системное непрерывное экологическое образование учащихся в начальной школе и школе средней ступени при профилизации обучения на старшей ступени позволит, после предварительных диагностических исследований, сформировать следующие профили естественнонаучного направления: химико-экологический, биоэкологический, агроэкологический и др. Многолетняя практика эколого-педагогического мониторинга доказывает, что данные направления будут выбраны многими старшеклассниками, благодаря все большему укреплению позиций экологической морали в сознании учащихся. Задача педагогов - создание модели организации экологического профильного обучения, обеспечивающей оптимальные условия для формирования в стенах школы будущих специалистов экологов.