Сложность повышения эффективности экологического воспитания подрастающего поколения в значительной мере объясняется сформировавшейся в условиях конкурентного ресурсопотребления психологией иждивенческого, варварского природопользования, трудностью изменения психологии человека, образа жизни вообще.
Решение проблемы экологического воспитания через биологическое образование, логико-научные доказательства рациональности той или иной формы отношения человека к природе, как показывает педагогическая практика, оказалось невозможным. Стало ясно, что преодолеть антропоцентризм психологии человека возможно только через культурный контекст экологического образования, его культуросообразность.
В истории народов есть богатый опыт и бережного природопользования, и чувственно-эмоционального положительного отношения к природному окружению, и воспитания экологических ценностей у юных поколений. Культура народа - кристаллический опыт материальной и духовной адаптации этноса к окружающему миру, включающий традиции и обычаи народной экологии и народной педагогики. Для изучения опыта народной педагогики в Прибайкалье мы провели две этнографические экспедиции, изучили архивные материалы. По крупицам собирали и осмысливали с современных позиций механизмы формирования экологического сознания ребенка в глубине веков. На первый взгляд бросалась в глаза несерьезность приемов народного воспитания: обилие потешек и забав, образность и метафоричность слова, обилие чувственности и эмоциональности, отсутствие строгой логики. Однако более глубокое, психологическое осмысление этих приемов воспитания открыло для нас их удивительную созвучность современной дидактике, философии субъект-субъектной педагогики, экологической психологии, даже дефектологии. Поражает многообразие форм нравственного экологического воспитания. В отличие от доминирующих в современном воспитании нотаций здесь - фейерверк намеков, проповедей, упреков, заклинаний, зароков, советов, поверий, клятв, внушений, полярность понятий добра и зла, героизма и предательства, трудолюбия и лени. И все это - как бы ненароком, через сказку, совместный со взрослыми труд и творчество - саму жизнь.
Экологическую культуру подрастающего поколения можно сформировать не на голом месте, а на основе культуры воспитания экологического сознания - как современной, так и прошлой, ее лучшего опыта, адаптируя его к современности. Предложенный нами принцип «Будущее через прошлое» означает, что в сознании населения есть мощный пласт экологической культуры народной педагогики, на базе которого через психологические, эмоциональные, интеллектуальные связи поколений можно сформировать экологическое сознание современного поколения. Проблема заключается в том, что современное образование в значительной степени оторвано от носителей историко-культурного опыта экологического воспитания. Учебно-методические материалы по экологическому образованию в лучшем случае содержат краеведческий, но не этнографический материал, и совсем уж редко строятся на архетипически закрепленных механизмах психологии экологического воспитания.
Однако задача формирования экологической культуры в условиях современного экологического кризиса - задача не только культуросообразного, но и культуротворческого образования. В условиях вероятности оптимистического варианта развития цивилизации образование принимает на себя высокую функционально-историческую ответственность, когда мощным и практически неисчерпаемым источником развития человечества может стать информация, интеллект, образование. Модель устойчивого развития цивилизации становится «моделью устойчивого образования» как важнейшего источника развития общества.
Культуросообразность и культуротворчество становятся сегодня тем инструментом, который может обеспечить экологическому образованию выполнение им своей исторической миссии.