В основу технологии формирования готовности будущих воспитателей к эколого-гуманистическому образованию дошкольников нами были взяты следующие положения:
- Готовность выступает как фундаментальное условие успешного выполнения любой деятельности (А.Г.Асмолов, М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович, Н.Д.Левитов). Она заключается в сохранении эмоционально-положительного фона, улучшении внимания, памяти, способствует быстрому и правильному использованию знаний, опыта, личностных качеств, обеспечивает их контроль, перестройку деятельности при появлении препятствий.
- Готовность к эколого-гуманистическому образованию дошкольников включает следующие компоненты: Мотивационный - отношение к деятельности в области эколого-гуманистического образования как педагогической ценности, стремление постоянно совершенствоваться в этой сфере деятельности. Ориентационный - представление об особенностях, условиях, требованиях к личности педагога, работающего в области эколого-гуманистического образования. Волевой - способность следовать определенной технологии эколого-гуманистического образования дошкольников, осуществлять контроль за своими действиями, добиваться результатов. Когнитивный - знания, представления о формах, методах, условиях, специфике эколого-гуманистического образования дошкольников, содержании работы с детьми. Операциональный - владение способами деятельности в сфере эколого-гуманистического образования, методами и приемами, специальными умениями и навыками. Коммуникативный - умение организовывать общение с детьми и взрослыми в процессе эколого-гуманистического образования. Владение грамматической и лексической стороной языка.Эколого-гуманистический-экологическое отношение к человеку, основанное на совокупности норм, идеалов гармоничного бытия человека в природе, обществе.
- Готовность к профессиональной деятельности рассматривается нами как совокупность трех ее видов: личностной, интеллектуально-педагогической,практической. (В.А.Сластенин). Личностный компонент определяется наличием качеств личности, которые обеспечивают результативность обучения, уверенность, энергичность, целеустремленность, решительность, волю, умение доводить начатое дело до конца, творчески подходить к воплощению своего замысла, отсутствие страха перед новым, неизвестным, стремление преодолевать препятствия. Личностная характеристика готовности будущих воспитателей включает определенный уровень развития гуманных чувств, потребности работать с детьми. Все это выражается в ориентации их на успешное осуществление своей педагогической деятельности, в частности, эколого-гуманистического образования дошкольников, в его отношении к будущей профессии. Интеллектуально-педагогический компонент характеризуется пониманием своих обязанностей, осознанием цели, задач, этапов работы, наличием образа структуры предстоящей деятельности, предполагаемого результата, владением студентами методами и формами эколого-гуманистического образования дошкольников. Интеллектуально-педагогическая готовность предполагает определенный уровень овладения будущими воспитателями гностическими, коммуникативными, конструктивными, проективными, диагностическими, рефлексивными умениями и навыками. Практический компонент выражается в сформированности общепрофессиональных и специальных умений и навыков, необходимых для осуществления эколого-гуманистического образования дошкольников.
При разработке технологии мы учитывали, что новая концепция образования XXI века разрабатывается через призму повышения экологической культуры личности педагога, которая должна включать комплекс знаний, умений и навыков, культурно-нравственных ценностей, которые необходимы для развития личности, её экологической компетентности.
В структуру экологической компетентности мы включили такие показатели: высокий уровень экологических знаний; знание современных образовательных технологий в области воспитания; знание экологической обстановки в России и основных направлений государственной политики в области охраны природы; умение организовать различные виды деятельности в природе с целью формирования у дошкольников бережного отношения к ней; умение анализировать и обобщать передовой педагогический опыт в области воспитания экологической культуры; общие педагогические способности; отношение педагога к природе как ценности; стремление повышать уровень экологической культуры.
Гуманистические параметры педагогической деятельности, выступая «вечными» ориентирами, позволяют фиксировать уровень расхождения между общим и должным, стимулируют к творческому преодолению этих разрывов, вызывают стремление к самосовершенствованию и обуславливают стремление к самоопределению педагога.
Сущность технологии состоит в формировании личностного качества у студентов - готовности к эколого-гуманистическому образованию дошкольников.
На первом этапе происходит первичное освоение норм, правил поведения, речи, осознание самоценности детского возраста, овладение приемами защиты ребенка от всех форм физического и психического насилия, знакомство с возрастными особенностями детей, формируется понятие - экологически-чистый детский сад. Будущие воспитатели знакомятся с особенностями организации эколого-гуманистической среды в дошкольном образовательном учреждении. Одновременно в процессе педагогической практики студенты наблюдают за деятельностью детей в эколого-гуманистической среде.
На втором этапе происходит осознание своих возможностей в выполнении профессиональных норм, обязанностей, саморазвитие и усиление своих позитивных качеств, изучение профессионально значимых, личностных качеств студентов-будущих воспитателей. На педагогической практике студенты изучают стили взаимодействия воспитателя с детьми, личностные и профессиональные качества воспитателей, проводят диагностику и самодиагностику.
На третьем этапе будущие воспитатели овладевают педагогическими умениями: в разработке конспектов экологических занятий, досугов, в планировании работы по эколого-гуманистическому образованию, в разработке пособий и игр, консультаций для родителей. В ходе пробных занятий на практике отрабатывается умение определять конкретные задачи эколого-гуманистического образования, планировать работу, проводить самоанализ своей деятельности, методически грамотно выстраивать педагогический процесс, организовывать игры и осуществлять руководство ими, сотрудничать с родителями, создавать эколого-гуманистическую среду.
На четвертом этапе создаются условия для творческого применения имеющихся знаний, умений, навыков в самостоятельной педагогической деятельности. Происходит овладение разными формами и методами эколого-гуманистического образования: занятия, экскурсии, «уроки» доброты, «уроки» мышления, кружки, конкурсы (КВН, аукцион, марафон, викторина, «Поле чудес»), акции, трудовой десант, Зеленый и Голубой патруль, клуб исследователей природы, лаборатория юного эколога, коллекционирование, выставки и экспозиции, дни (недели) экологического творчества, праздники, фестивали, инсценирование, театрализация, игры (дидактические, имитационные, путешествия), сказки, тренинги, Панорама добрых дел, экологические карты, календари, создание проектов и т.д.
Результатом работы является повышение уровня сформированности знаний будущих воспитателей об эколого-гуманистическом образовании дошкольников с 38,7% до 61,5%; общепрофессиональных умений с 46,3% до 63,8%; умения создавать эколого-гуманистическую среду в дошкольном учреждении с 43,2 % до 81,6%, что позволяет говорить об эффективности предлагаемой технологии.