На сегодня главной стратегической линией образовательного процесса выступает формирование и развитие души ребенка, которое позволит постепенно изменить отношение общества к природе, заставить людей поверить в то, что можно избежать негативных поступков по отношению к ней. Формирование экологической культуры на основе развития экоцентрического сознания начинается в ДОУ, так как именно в этот период закладывается гуманное, ответственное отношение к природе, выявляются наклонности и интересы детей, оформляется их мотивационная сфера, а продолжается в начальной школе и далее. Однако, несмотря на интенсификацию процесса экологического образования в последние десятилетия 20 века, до сих пор отмечается психологическая отстраненность и ярко выраженный потребительский подход населения к природе. Это заставляет исследователей искать новые пути в решении проблем, стоящих перед системой образования, и экологического образования в частности. В свою очередь, требуется формирование нового сознания педагогов, воспитывающих детей, поскольку известно, что каков учитель, таков и ученик.
Важность дошкольного и младшего школьного возраста для заложения базы экологического образования заставило нас обратить внимание на уровень развития сознания у педагогических кадров Белгородской области. Данная область была выбрана по нескольким причинам. Во-первых, это область, имеющая развитое сельское хозяйство, и можно было бы ожидать сохранения элементов народных экологических традиций, более адекватного отношения к природе у ее населения, по сравнению с крупными мегаполисами и промышленными городами, в которых общение с природой незначительно. Во-вторых, существующие литературные данные оценивают интенсивность отношения к природе у педагогов старшей и высшей школы (в начале 90-х годов). Однако недостаточно освещены вопросы развития экологического сознания учителей начальной школы и воспитателей детских образовательных учреждений, современное состояние экологического сознания педагогов. В третьих, преподаватели Белгородского государственного университета активно занимаются внедрением инновационных образовательных технологий в школы и детские сады, поэтому многие педагоги вышеупомянутых учреждений более лабильны и активно идут на сотрудничество в плане научных исследований.
Развитие сознания должно осуществляться на основе уже имеющихся знаний и отношений. Поэтому в научно-исследовательской работе, выполненной в соответствие с грантом, полученным от Минобразования России и администрации Белгородской области в 2003 году (конкурс для студентов, аспирантов и молодых ученых вузов Белгородской области), были изучены показатели интенсивности отношения к природе и уровень биологических знаний у студентов БелГУ (будущих педагогов), воспитателей ДОУ, учителей гимназии пос. Прохоровка, а также у школьников этой гимназии. Оценка уровня сформированности экологического сознания у респондентов осуществлялась с помощью опросника «Натурфил» по следующим направлениям:
- оценка структуры личностного отношения к природе с точки зрения эстетическо-этических, познавательных потребностей, готовности к непрагматическому взаимодействию, активной позиции по отношению к миру природы;
- оценка уровня экологической эрудиции и некоторым другим.
Изучение проводилось в форме письменного анкетирования, причем акцент был сделан именно на отношение человека к окружающему миру. Было установлено, что чем меньше ребенок, тем больше у него проявляется любовь, понимание природы и уровень знаний о ней намного лучше (соответственно своему возрасту). Чем старше школьники, тем более преобладающим становится потребительский подход. Так, знания третьекласников достаточно высоки: было получено в среднем 57,2 % правильных ответов. Только 15,8 % опрошенных не сумели ответить на задаваемые вопросы. Наибольшее затруднение вызвали, пожалуй, следующие: «Кусается ли самец комара», и «Паук - это насекомое?», на которые правильно ответили только 10,5 и 26,3 % соответственно. В основе отношений детей пока еще лежит любовь к природе, а потребительский подход в этом возрасте еще недостаточно развит. Наш опрос показал, что 85% держат дома животных, 72% строят кормушки для птиц, а 60 % взяли бы домой бездомную кошку. Только 40% детей отрицательно ответили на последний вопрос, объясняя свой выбор прочитанной статьей о многочисленных болезнях среди бездомных животных.
Из литературных источников [С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, 1996] известно, что в младшем школьном возрасте ребенок преодолевает эгоцентризм, начинает четко отделять свое «Я» от окружающего мира. Природные объекты становятся у многих детей «значимыми другими», наряду с папой и мамой. В этом же возрасте формируется непрагматический подход, общение с объектами, однако во многом просматривается утилитарное отношение к природе, возможно, навязанное взрослыми. Наши данные вполне подтверждают подобное заключение. Отношение к природе у детей проявляется в первую очередь в познавательной сфере, что связано с новой учебной деятельностью, и приобретением умения читать у большинства из школьников. Вместе с тем начинает преобладать практический компонент взаимодействия. Именно этим определяется желание детей приобрести домашних животных (например, 95,4 % опрошенных детей отмечали, что у них есть дома животное, и они за ним ухаживают), а ответы на возникающие вопросы получить самому. Таким образом, у младших школьников преобладает когнитивный компонент отношения к природе.
Развитие у детей субъективного гуманного отношения к природе связано не только с возрастными особенностями, но и с активной работой воспитателей ДОУ и учителей начальных классов, которые уделяют значительное внимание формированию ответственного отношения к ней. По данным педагогов около 40% учебного времени дети проводят на природе или наблюдают за ней из окон класса. Учитель прививает гуманное отношение к растениям и животным, а не просто расширяет и углубляет знания, полученные о них в семье и дошкольных образовательных учреждениях.
В ответах студентов первого курса педагогического факультета БелГУ отмечается средний уровень интенсивности отношения к природе. Эстетическое освоение мира наблюдается у 56 % из 12 опрашиваемых. Особенно слабо развит когнитивный компонент отношения к природе. Стремление защищать и охранять природные объекты, отражающее активную позицию личности по отношению к миру природы тоже сформированы недостаточно. Следует подчеркнуть также низкий уровень биологических знаний: в среднем было дано 36,5 % правильных ответов, причем ни один из респондентов не ответил адекватно на все предложенные вопросы. У студентов-заочников 4 курса, которые почти все работают воспитателями в детских садах, средние показатели превышают таковые у первокурсников всего на 0,7 - 1,5 %. Однако, хотя в небольшой выборке среди них встречаются «фанаты» природы, выявленные различия не настолько выражены, чтобы можно было говорить о значительном отклонении параметров у обследуемых групп. Наиболее сильные расхождения наблюдаются, пожалуй, в показателях практического и когнитивного компонентов, по которым у ряда опрашиваемых разность составляет 26,7 %.
Уровень экологического сознания и экологическая грамотность учителей выше. В случае оценки их знаний количество правильных ответов составляло 51,5 %, однако, как и у воспитателей, и у студентов 1 курса, у них наблюдается неумение дифференцировать понятия «дыхание» и «потребление СО2», нечеткость понятия «лиана» и некоторых других. В среднем у 15 % опрошенных отмечается недостаточная сформированность эстетического компонента отношения к природе: они испытывают неприязнь к паукам, червякам в яблоках, бродячим собакам и другим объектам, к которым традиционно формируется отрицательное отношение. Например, в беседе респонденты правильно отмечают, что червяки в яблоках служат индикатором их экологической чистоты, но 35% все же признают, что вид червяка вызывает у них неприязнь. Многие не считают животного равным себе по ценности. Все опрошенные согласились с тем, что в печати недостаточно уделяют внимания проблемам экологии, мало имеется доступной популярной и одновременно высоконаучной литературы не только для взрослых, но и для детей. Отмечается и недостаток времени, уделяемого экологическому образованию, особенно предметам естественнонаучного цикла, что признается большим недостатком в образовательном процессе. Учителя также отмечают зависимость качества работы по формированию экологического сознания от методик и программ, по которым работает данное образовательное учреждение. Вместе с тем педагоги обладают достаточно хорошими знаниями, психологически и экологически правильно подходят к проблемам, связанным с воспитанием у детей положительного субъективного отношения к природе.
Итак, изучение проблемы развития экологического сознания учителей Белгородской области показало достаточно высокий уровень сформированности у них параметров отношения к природе, особенно ее эстетического освоения, и экологических знаний. Уровень же воспитателей детских садов несколько ниже, еще ниже уровень студентов первого курса. Вероятно, во многом зависит это от несформированности полноценного представления о ценности живого, недостаточно систематизированных знаний, нечеткого представления места человека в системе природного мира, недоразвития активного компонента отношения к природе. В целом за прошедшее десятилетие отношение к природе почти не изменилось.
Обобщение опыта работы лучших педагогов гимназии пос. Прохоровка и воспитателей детских садов г. Белгорода позволило нам сделать вывод о том, что путями повышения качества подготовки специалистов начального экологического образования выступают:
- улучшение способности к саморазвитию и творческому, духовному росту;
- постоянная целенаправленная работа над совершенствованием мировоззрения, повышением уровня экологической культуры на основе развития экоцентрического сознания, базирующегося на понимании единства мира природы и мира человека, признании приоритета экологических ценностей;
- создание мотивации для повышения уровня профессиональной подготовки;
- умение адаптироваться в меняющихся условиях жизни - социальных, экономических и профессиональных;
- перспективы трудоустройства по профессии, уважение к ней, и признание со стороны государства и общества, что породило бы соответствующую мотивацию;
- создание адекватной экологической развивающей среды в вузах, школах и детских садах;
- применение психологических тренингов в работе с педагогическими (настоящими и будущими) кадрами с целью повышения уровня эстетического, когнитивного и особенно поступочного компонентов отношения к природе, в результате целенаправленной деятельности педагогических коллективов и самих учителей и воспитателей;
- изучение современных форм и методов экологического образования, широкое использование их (особенно интеллектуальных конкурсов, экологических проектов, экспериментов, дидактических и ролевых игр) в своей работе; учет психолого-педагогических особенностей детей; и т.п.
Эти требования должны учитываться в ходе совершенствования образовательного процесса в новых условиях, стратегическая линия которого видится в создании системы непрерывного образования, нацеленного на удовлетворение потребностей общества в педагогических кадрах, способных к творческой, нестандартной деятельности, и обладающих экоцентрическим сознанием, высоким уровнем экологической культуры.