Интерес к изучению общечеловеческих глобальных проблем постоянно растет. Касается это и социально-экологических вопросов. Важнейшей реальностью современности является снижение качественных и количественных показателей ухудшения условий жизни в естественной и социальной среде.
Современные проблемы среды обитания находят свое отражение в различных аспектах деятельности человека. Рассматривая экологические вопросы в масштабах Земли можно констатировать, что они имеют тенденцию к росту и обострению. В настоящее время современное общество вплотную подошло к осознанию того факта, что постоянно усиливающийся антропогенный прессинг привел к всеобщему экологическому кризису.
История человеческого общества - это история постоянного взаимодействия человека и природы. На пути своего восхождения люди постоянно разрушали связи, соединявшие его с природой. Возникла иллюзия свободы от природных условий и привела человечество в тупик. Чем больше «свободы» получило общество, тем значительнее получился рост зависимости. Используя природные ресурсы для обеспечения своей жизни, человек преодолевал многочисленные трудности на своем пути. Результатом таких природообразующих действий стал экологический кризис.
В современном мире утвердилась технократическая парадигма мышления, и как многие считают - это одностороннее развитие интеллекта, а гуманитарная компонента образования на наш взгляд отстает.
Внимание ученых обращено к фундаментальным проблемам состояния современной биосферы, где человек представляет собой часть общей системы Природа- Человек. Как и любая система, Природа - Человек состоит из подсистем, следовательно, изменения в одной части подсистемы приведет к изменению в другой. Возрастающие темпы изменения среды приводят к изменению и в человеческом обществе, так как разрушаются существующие взаимосвязи и взаимоотношения. Возникший экологический кризис уже назван кризисом сознания. Негативные результаты воздействия современной цивилизации на природу обусловили необходимость преодоления экологического кризиса
Кризисная экологическая ситуация, сложившаяся повсеместно не только факт незнания законов природы, но и отсутствия эффективных средств и методов становления экологического сознания. Для решения этой важной задачи необходима разработка подходов к созданию пространства в образовании гуманитарного мышления и отказ от ориентировки на репродуктивные знания. Не отрицая роль знаний, следует заметить, что знание не есть осознание проблемы. Важным показателем осознанности является отношение к миру природы, смене потребительского отношения к природным объектам на ценностное. Важно не упустить время.
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности, становление ценностной ориентации в окружающем мире, позитивного отношения к природе к себе и к окружающим.
Экологическое сознание детей дошкольного возраста формируется на основе субъективно - прагматического отношения к миру, которое развивается на основе приобретенного жизненного опыта. С младенчества ребенок соприкасается с растениями и животными; окружающие взрослые объясняют ребенку происходящее вокруг. Так дети через общение начинают выделять целый ряд признаков относящихся к категории живого. Важным моментом также является тот факт, что ребенку присуща такая черта как анимизм мышления. Данное обстоятельство позволяет ребенку отожествлять мир природы с собой, очеловечивать его. Другой значимой чертой является эмоционально - положительное отношение к миру природных вещей, что также способствует развитию познавательной сферы.
В современном образовательном пространстве определились два взгляда на цель, задачи и методы обучения. Первый - это вооружение детей конкретными знаниями умениями и навыками. Второй взгляд - инновационный, овладение детьми различных способов деятельности и развития теоретического мышления. В результате разнообразной деятельности вместе со взрослым ребенок получает собственный опыт общения с природой и вырабатывает позитивное отношение к миру. Деятельность человека в первую очередь зависит от его осознанного отношения к миру природы, от его поступков как чувствует, понимает и воспринимает мир. Следовательно, в процессе экологического воспитания и образования на первом месте должно стоять развитие экологического сознания. В развитии человека имеются сенситивные периоды повышенного восприятия информации. Таким периодом как раз является дошкольное детство. Проводником экологических знаний является воспитатель, который обеспечит выполнение содержания образовательных программ, обеспечит подбор образовательных технологий, Важным моментом является педагогическая позиция и взгляды педагога. При организации экологического воспитания необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности дошкольников. Именно такой подход позволяет реализовывать личностно - ориентированную модель дошкольного образования и воспитания начал экологического сознания и экологической культуры.