Философский подход к развитию естественно-научного образования позволяет рассмотреть таковое с позиций науки о конечных основаниях мира, с позиций категорий бытия и сознания, смысла жизни, причины и следствия, ценности и значения и так далее.
Целесообразно рассмотреть специфику применения философских категорий к конкретному содержанию науки, например, современной экологии не с биологической или географической точки зрения, а с позиций смысла жизни человека, общества.
Мировоззренческие аспекты образования (обучения и воспитания) рассматриваются как эволюция идей в дореволюционный, советский и постсоветский современный период. Можно сказать о том, что сегодня педагогика осталась без «эталона» личности. Личность революционного типа, строителя коммунизма и т.п. заменена «гармонично развитой личностью»,умеющей добывать знания самостоятельно и находить выходы из различного рода проблемных ситуаций. Как ее воспитывать, формировать эту личность - большой вопрос. Соответственно, мы имеем спектр образовательных учреждений от воскресных школ до гимназий и различных профильных школ.
Сегодня можно констатировать экспансию экологического, природоохранного воспитания, его некоторую педагогическую фетишизацию, идеологизацию. Это нам кажется полезно, во всяком случае, не вредно, так как способствует формированию экологической культуры личности
Обращаясь к топографии внутреннего пространства (Мамардашвили) в котором реально осуществляется воспитание, установлено, что его качество обуславливает возможность формирования содержания и достижения определенного уровня воспитанности, создавая конкретные перспективы педагогической деятельности, определяя время для достижения педагогического результата. Разным по качеству пространствам соответствует различная по содержанию, времени и результату организация процесса воспитания и обучения.
В древности основой мироощущения людей было ярко выраженное мифологическое отношение к окружающему миру. Мифологическое отношение обычно характеризуется эмоциональной насыщенностью, предполагает обожествление окружающей природы и выражается в конкретно-чувственных образах.
Природа отражалась во внутреннем духовном строе отдельного человека, развивала в нем непосредственно-эмоциональные и творческие качества, созвучные природному разнообразию. Но сознание единства с природой было стихийным. Люди не могли предвидеть тогда последствий многих своих поступков.
В язычестве во многом сохранялось анимистическое отношение к природе с населением многих объектов природы душами, с почитанием священных рощ, священных гор, священных источников. Так, в системе религиозных верований язычников славян большое место занимало поклонение объектам природы, с которыми была связана их сельскохозяйственная деятельность: земле, солнцу, огню, (как «сыну» солнца) рощам, отдельным видам деревьев ( вербе, березе). Само выражение «мать - сыра земля» взяло свое начало в языческой религии славян.
Постепенно представления об особом потустороннем мире духов, управляющих всем происходящим вокруг, приобретают все более абстрактный и обобщенный характер - мир духов перерастает в мир богов. В это время боги равны природе в ее проявлениях, иными словами природа и есть сами боги, их воплощение, их персонификация: река - это бог реки, гора - это бог горы, гром - это бог грома и т.д.
Экологическое мифологическое сознание, отраженное в традициях, приметах, обычаях, живет в культуре народа, различных ее формах и является устойчивым. Этнология располагает огромным материалом, описывающим эти формы и источники их происхождения. Хозяин достаточно хорошо знал и понимал экологические условия места проживания и занимался земледелием, охотой, рыболовством в основном природосообразно, думая о завтрашнем дне,- как сказали бы мы сегодня,- сохраняя генофонд. В человеческом сознании было ощущение зависимости от окружающего мира как источника удовлетворения потребностей, прежде всего в питании, так и источника опасностей, угрожающих жизни человека. Соответственно появились представления о добрых и злых силах природы, их очеловечивание, а динамика природных явлений объяснялась поступками богов, олицетворяющих природу.
По большому счету судьба народа во многом определяется содержанием экологического сознания, его сложностью и активностью.
С появлением монотеистических религий, в частности, христианства начался новый этап изменения отношений с природой. По вероучению - природа - творение Божье, а человек - венец творения. отчуждения человека от природы. Христианство тем самым сформировало объективное восприятие мира природы, постепенно изменило характер взаимодействия с миром природы, переведя его в плоскость прагматизма. Оно освободило человека от обязанности боготворить природу, дало ему неограниченную свободу в обращении с природой, существовании в ней, лишило окружающую среду священного смысла.
Идея превосходства человека над природой была в истории монотеистических религий главной до середины XX в. Однако в то же время она переплеталась с идеей его единения с природой. Одна из причин такого переплетения двух противоположных идей была в том, что внутри монотеистических религий и рядом с ними сохранялись остатки язычества Примерами язычества внутри православия, например, являются освящение вербы в день праздника Вход Господень в Иерусалим и украшение жилищ зеленью и веточками берез в Троицу.
Христианство, с его прагматическом использованием природы, сформировав представление об иерархической картине мира, поставленной под знак Бога, в которой человеку уготовано высшее положение, завершило отчуждение от неё в религиозной форме. В дальнейшей истории человечества и России, в частности, разделение человека и природы было «освящено» наукой.
Традиции российского экологического образования начинают закладываться в России с началом преподавания естествознания в XVIII в. Академиком Зуевым был подготовлен учебник «Начертание естественной истории, изданное для народных училищ Российской империи», в котором рассматривалось «ископаемое царство» (неживая природа), «прозябаемое царство» (ботаника) и «живое царство». Отметим, что при отборе материала для учебника приоритет отдавался растениям и животным, имеющим особое значение для человека.
В России вплоть до XVII в. преобладало натуралистическое просвещение, дающее знания о природе, имеющие прежде всего прикладное значение в практическом ее использовании. Образование главным образом осуществлялось на основе источников, в которых научные факты были перемешаны с вымыслом, со сведениями без анализа и проверки фактов.
С введением на Руси светского образования Петром I положение стало меняться. Екатерина II продолжает разворачивать программу освоения природных ресурсов и начинается формирование представлений о натуралистическом воспитании. Появившийся в 1786 году, ранее упомянутый учебник В.Ф.Зуева содействовал развитию правильного мировоззрения, пробуждал интерес к познанию биологических и экологических особенностей организмов, готовил учащихся к жизни.
В середине XIX в. большое влияние на развитие экологического направления в науке и в школьном образовании России оказал профессор Московского университета К.Ф. Рулье. Он не только выделяет широкий круг вопросов, изучаемых экологией, и дает ей самостоятельное название, но и определяет ее научные и практические задачи, место среди других наук, вскрывает основные закономерности, намечает пути внедрения этих знаний в практику и указывает ученым и учащимся направления экологических исследований.
Во второй половине XIX в. против формального словесного изучения природы, а также против узкого прагматизма, утилитаризма в отношении к ней выступали русские просветители: В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А.Добролюбов, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский. Они подчеркивали роль природоведческих знаний в формировании нравственных качеств личности, регулирующих поведение человека.
К.Д.Ушинский писал о природе как об «одном из могущественнейших агентов воспитания человека».
Идея натуралистического воспитания зародилась в начале ХХ века и поначалу носила скорее не научный, а оздоровительный характер. В 1902 году зародилось юннатское движение, когда детский врач А.А. Кисель разработал проект о создании лесных школ и санаториев.
В начале XX в. в российских гимназиях вводится программа изучения природы, составленная профессором Лесного института (Санкт-Петербург) Д.Н. Кайгородовым.. Природа изучается по «общежитиям» (лес, сад, поле, луг, река). Рассматривается «целокупная природа», т.е. растительный, животный и неорганический мир в их связях, по сезонам на специальных экскурсиях. Д.Н.Кайгородов ставил воспитательную цель: «раскрытие изумительной целесообразности в природе».
Таким образом, в конце XIX и к началу ХХ века в России возникает природоохранное просвещение, которое приобретает характер активной массовой природоохранной пропаганды с усилением роли естественнонаучного образования и развитием юннатского движения.
В 20-х гг. XX в. в учительской среде все больше и больше распространяется мнение о необходимости проведения многочисленных экскурсий в природу, большое внимание уделяется практическим, исследовательским, лабораторным работам школьников. В помощь школам организуются экскурсионные биологические станции, педагогические биостанции. В это время Б.Е. Райков развивает и углубляет понятие о целостном и комплексном использовании экскурсии в педагогическом процессе.
Вероятно, советская идеология набирала силу, что способствовало сведению процесса натуралистического воспитания к организации деятельности школьников по «преобразованию» природы, участию их в общественно полезном труде, в сельском хозяйстве.
Начинала формироваться эпоха «господства человека над природой». Сущность этой позиции заключается в том, что человек - «царь» природы - присваивает себе исключительное право вмешиваться в существующее природное равновесие и изменять его, не понимая губительность своих действий, не понимая отдаленные последствия такого вмешательства для всей природно-территориальной и природно-хозяйственной систем.
Серьезный ущерб был нанесен естествознанию. Так, например, зоология как учебный предмет в конце 20-х годов была исключена из программы средней школы и восстановлена только в 1932г. Однако, вплоть до конца 60-х годов биология заменялась лысенковской псевдонаукой.
Увы, в 30- годы была разгромлена экология, имевшая для того времени достаточно высокий уровень развития. В это же время было подавлено природоохранное, юннатское, краеведческое и охотничье-рыболовное движение, распущены все их издания.
Таким образом, пропаганда охраны природы (имевшая большой опыт, накопленный в дореволюционный период и пережившая свой расцвет в СССР в конце 20-х годов) к концу 30-х годов была практически уничтожена.
Сразу после окончания Великой Отечественной войны началось некоторое оживление природоохранной общественной жизни. Вернулись с фронта уцелевшие специалисты, молодежь тянулась к жизни, к знаниям. Страна восстанавливала разрушенное хозяйство. Однако благородные, но слабые попытки оживления природоохранного просвещения вскоре были затенены двумя важнейшими политическими событиями - августовской (1948 г.) сессией ВАСХНИЛ и "претворением в жизнь" Сталинского плана преобразования природы.
Сталинский план преобразования природы сопровождался мощной пропагандистской шумихой. Идеологическое воздействие Сталинского плана преобразования природы, пропаганда ценностей "переделки природы" заглушили природоохранную пропаганду даже во Всероссийском обществе охраны природы.
Страна вернулись к проблеме охраны природы во времена "хрущевской оттепели".
С середины 50-х годов происходит постепенное усиление внимания к природоохранным аспектам натуралистического воспитания.
Отмеченные тенденции позволяют констатировать тот факт, что в конце 50 - 60-х годов осуществляется переход от натуралистического просвещения к природоохранному образованию.
В конце 60-х - начале 70-х гг. природоохранная деятельности в отечественной педагогике рассматривается как воспитательный фактор.
Усиление внимания к проблеме охраны природы в начале 70-х гг. привело к активной пропаганде экологических знаний. В это время появляется термин «природоохранное просвещение», закладываются основы экологической парадигмы в образовании.
К концу 70-х в науке широкое распространение получает «комплексная, социальная, глобальная экология» как наиболее адекватно отражающая сущность исследований по взаимодействию человека и общества в целом с природой.
Произошла в известной мере подмена понятий и вместо «природоохранительного образования» стали говорить об «экологическом образовании».
В период 70-80-х гг., когда сложилось понимание универсальной значимости экологического просвещения, были сформулированы его основные принципы
Конечной целью экологического воспитания является не просто усвоение личностью комплекса экологических знаний и навыков. Задачи экологического воспитания заключаются в реализации экологического сознания на личностном уровне в качестве мировоззрения, в формировании соответствующих стереотипов поведения, выработке активной позиции личности в решении экологических проблем. Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда оно приобретает характер убеждения, полной и непоколебимой уверенности человека в правоте своих идей.