На современном этапе развития человечества, в условиях углубляющегося социоприродного кризиса особое значение приобретает экологическое образование и экологизация образования, которая предполагает включение в свое содержание идей устойчивого развития. По мнению А.Н. Захлебного идеи устойчивого развития на современном этапе важно внедрять в экологическое образование через социально-экологические идеалы. Экологическое образование нацелено на изменение отношения людей к объектам окружающей среды, через формирование экологической культуры ядром которой является экологическое сознание. По мнению А.Д. Урсула, именно экологическое сознание представляет доминирующую составляющую будущего ноосферного мышления.
Однако проведенные нами социологические исследования (2002) свидетельствуют о том, что экологическое сознание учащейся молодежи достаточно не сформировано. Отношение к природной среде носит в основном потребительский характер.
Это свидетельствует о том, что существующая система образования не способна решить проблемы противоречий между обществом и природой, выступить залогом устойчивого развития цивилизации. Согласно А.Д. Урсулу современный образовательный процесс вступил в противоречие не только с настоящим, но и с будущим. Большая часть получаемых знаний (95%), это знания о прошлом, небольшая часть настоящего и практически нет информации о будущем в пределах жизни обучаемого поколения. К тому же получаемые знания носят «трансляционно-коммуникативный» характер.
До сих пор экологическое образование в учебных заведениях в известной степени носит вербальный характер и как система не работает и слабо разработана его гуманитарная компонента, что снижает значимость эколого-педагогического образования как междисциплинарного, формирующегося на уровне интеграции естественнонаучной, технической и гуманитарной культур.
Считаем, что данную ситуацию возможно изменить глубокими структурными, содержательными, теоретико-методологическими и технологическими новациями при подготовке студентов будущих учителей к эколого-образовательной деятельности и экологизации социума.
В силу жизненной важности экологической проблематики обязательным принципом методологии экологического образования должен стать принцип его непрерывности. Поэтому нами предложена структурно-функциональная модель экологической подготовки студентов педагогического вуза, которая состоит из 5-ти уровней.
В основу построения этой модели положены идеи системного подхода и системного анализа, конвергенции, планетарного сознания в контексте целостной системы эколого-педагогического образования.
Основным звеном непрерывной экологической подготовки студентов с первого до последнего курса является специально разработанные курсы с учетом их предметной подготовки и учетом регионального стандарта экологического образования.
Идеи устойчивого развития придали новый импульс экологическому образованию, который уже сегодня рассматривается как системообразующий фактор в общем реформирующем образовании. Ускорение экологизации образовательного процесса происходит за счет использования экологического потенциала всех блоков и модулей профессионально-образовательных программ в развитии экологической культуры будущего педагога. Экологизация образовательного процесса связана не только с введением специальных экологических учебных дисциплин, но и формированием в вузе особой гуманитарной среды созвучной социоприродной динамике, мотивирующей студентов в свете идей устойчивого развития. Во многом это определяется взаимодействием кафедр института и наличием диалогов вуза с ближайшим социоприродным окружением по проблемам развития экологических качеств личности студентов.
В системе непрерывного экологического образования огромный воспитательный потенциал имеет метод проектной деятельности, с помощью которого удается познакомить студентов с комплексом экологических, экономических, социальных проблем, выявить взаимосвязи явлений и процессов между ними, рассмотреть проблемы сохранения и улучшения качеств жизни, сохранения природно-ресурсного потенциала для удовлетворения потребностей не только настоящего поколения, но и будущих поколений. Именно проектная, прогностическая деятельность способствует футуризации экологического сознания, а совместная проектно-исследовательская деятельность школьников и студентов способствует сопряжению школьного и вузовского экологического образования, формированию экологической культуры у подрастающего поколения.
Включенность учащейся молодежи в практическую деятельность развивает целостное, критическое мышление, помогает конструировать, моделировать различные экологические ситуации, ориентироваться в информационном пространстве.
По выражению А. Печчеи, следует, что, если мы хотим изменить мир, сначала предстоит изменить человека, систему его качеств и ценностей. Сущность этих изменений в изменении стиля жизни человека от обособления конфронтации к стилю взаимодействия диалога. Для кардинального изменения отношений в области окружающей среды необходима переориентация всего общего сознания людей с субъект-объектного отношения к природной среде на субъект-субъектное.
Необходимо формировать у студентов такую систему ценностей, которая способна учитывать интересы не только настоящих и будущих поколений, но и сохранять здоровую природную среду. Через изучение природных экосистем показывать уникальность, ценность мира природы, его значимость для сохранения цивилизации. Раскрывать огромный духовный и эстетический потенциал природы.
Таким образом, в процессе познания и взаимодействия с природой и социоприродной средой формируются духовно-нравственные качества личности студента, как одного из основных условий устойчивого развития общества.