В современной действительности ни у кого не возникает повода для оспаривания утверждения «Математика является фундаментом экономического образования». Изучение математики в течение трех семестров (2 ч. лекций и 2 ч. практики в неделю) дает студентам хорошую возможность получения навыков применения математического аппарата в специальных экономических дисциплинах. В четвертом семестре студенты знакомятся с математикой в экономике. Обширный курс дисциплины (56 ч. лекций и 58 ч. практики) позволяет не только познакомиться с математическими методами и моделями в экономике, но и отработать их практическое применение.
Неоднородность студенческой аудитории по восприятию информации и усвоению нового материала подтверждают необходимость активизации познавательной деятельности студентов. В круг задач преподавателя высшей школы входит устранение интеллектуальной пассивности, инертности студентов на лекциях и практических занятиях, возбуждение исследовательского отношения к содержанию изучаемого материала, включение всех студентов на всех этапах обучения своему предмету в активный мыслительный процесс. Одним из универсальных средств, стимулирующих студентов к активному мышлению, признано проблемное обучение.
В экономической практике часто приходится сталкиваться с задачами, в которых необходимо принимать решение в условиях неопределенности, т.е. возникает ситуация, в которой две (или более) стороны преследуют различные цели, а результаты любого действия каждой из сторон зависят от мероприятий партнера. Такие ситуации относятся к конфликтным: результат каждого хода игрока зависит от ответного хода противника, цель игры - выигрыш одного из партнеров. В экономике конфликтные ситуации встречаются очень часто и имеют многообразный характер. К ним относятся, например, взаимоотношения между поставщиком и потребителем, покупателем и продавцом, банком и клиентом. Во всех этих примерах конфликтная ситуация порождается различием интересов партнеров и стремлением каждого из них принять оптимальное решение, отличающееся поставленной целью в наибольшей степени. При этом каждому приходится считаться не только со своими целями, но и с целями партнера, учитывать неизвестные решения, которые будут приниматься партнером. Для грамотного решения задач с конфликтными ситуациями необходимы научно обоснованные методы. Построением математических моделей конфликтных ситуаций и разработкой методов принятия решений в этих ситуациях занимается теория игр. В задачах теории игр необходимо выработать рекомендации по разумному поведению участников конфликта, определить их оптимальные стратегии.
На практике в большинстве случаев успех операции оценивается не по одному, а по нескольким критериям. Математический аппарат может принести пользу и в случаях многокритериальных задач, по крайней мере, помочь отбросить заведомо неудачные варианты решений.
Познакомив студентов с историей возникновения и развития теории игр и дав основные понятия и определения ставим практическую задачу:
Фермерское хозяйство разработало несколько вариантов плана продажи сельскохозяйственной продукции на предстоящей ярмарке с учетом меняющейся конъюнктуры рынка и спроса покупателей. Показатели возможного дохода представлены платежной матрицей. Аудитории предлагается определить оптимальный план продаж.
Хотя профессиональный мотив и придает смысл учебной деятельности, но этого мало, чтобы заставить студентов активно работать на данной конкретной лекции. Следовательно, нужны дополнительные, «сиюминутные» стимулы, способствующие укреплению непосредственных внутренних мотивов учения, включая ориентацию на способы самостоятельного добывания знаний. Подкрепленные широкими социальными и моральными, в том числе мотивами личного престижа, они создают наиболее мотивационную сферу развития личности. Главный путь формирования такой системы лежит в способе организации учебного процесса. Интересные возможности в этом направлении открывает использование мультимедийной техники. С ее помощью удается создавать важные условия развития мотивации учения студентов:
1.Формирование у студентов положительного отношения к изучению курса математики в экономике.
Демонстрируемые через компьютер кадры привлекают внимание красочностью, интересным оформлением. Они рассказывают о значении изучаемого раздела в овладении профилирующими предметами, в будущей профессии, в решении актуальных задач стоящих перед страной. Наглядное изображение экономических задач, постановка вопросов для решения актуальных экономических проблем - это неполный перечень возможностей мультимедийной техники на лекциях. Наблюдения показывают, что комплексное использование этих средств на лекционных занятиях помогает осуществить переход от эпизодического интереса к устойчивому положительному отношению студентов к предмету и его изучению, критериями сформированности которого могут служить степень активности и самодеятельности студентов в познании, работоспособность, темп и глубина усвоения знаний.
2.Создание у студентов начального, предварительного представления о материале, который предстоит изучать.
Предметом наших забот является создание у студентов предварительного целостного представления о материале каждой лекции. На экран подается общий план, выполненный в виде блок-схемы. Общая тема «Теория игр» подразделяется на игры в чистых и смешанных стратегиях; игры и принятие решений в условиях риска; коалиционные (кооперативные) и бескоалиционные игры; бесконечные антагонистические игры. Для каждого класса игр приводятся характерные типы задач.
3.Создание на лекции атмосферы творческой, поисковой деятельности студентов.
Первые этапы создания атмосферы поиска связаны у нас с использованием конструктивно-предсказательной блок-схемы. Особый интерес представляют задачи, решаемые с помощью «дерева» решений. Такое представление облегчает описание многоэтапного процесса принятия управленческого решения в целом. Наглядность графического изображения, «прозрачность» возможных исходов принятых решений дают возможность студентам справиться с поставленной задачей.
4.Организация оперативного применения теоретических знаний на практике.
Временной разрыв между моментом изучения студентами курса математики и моментом использования изученного курса в будущей профессиональной деятельности настолько велик, что является, на наш взгляд, одной из главных причин того, что сознание нужности математики не скоро превращается в мотив реальной побудительной силы. Изучение же математики в экономике и решение конкретных экономических задач с применением математического аппарата, математических методов и моделей в значительной мере повышают активность студенческой аудитории.
5.Усиление роли обратной связи на лекции.
С этой целью используем на лекции кадры-тесты, содержащие тексты задач и возможные варианты ответов, из которых нужно выбрать правильный. Если большая часть студентов допустила ошибку, на экран подается правильное решение. Подобные тесты используются нами для выяснения степени готовности аудитории к лекции, для контроля усвоения излагаемого материала, и подведения итогов. Мотивирующее воздействие этого вида работы состоит в том, что она дисциплинирует студентов, заставляет их работать на лекции. Опыт показывает, что время от времени целесообразно вызывать студентов по фамилии для объяснения своего ответа и фиксировать результат в журнале. В данном случае мы опираемся на мотивы вынужденности, личного престижа. Как свидетельствуют психологические исследования, процесс становления высших мотивов происходит в виде «сдвига мотивов», когда студент, начинающий деятельность под влиянием мотива вынужденности, продолжает ее в силу переноса мотива на цель деятельности и появляется увлеченность самим процессом деятельности.
Наблюдения показывают, что создание рассмотренных условий в комплексе обеспечивает совершенствование системы мотивов учения у студентов, а это, в свою очередь, способствует повышению активности познавательной деятельности студентов при изучении курса математики и математики в экономике.
Подведя итоги проведенных исследований, можно сделать вывод:
1. Мотивация изучения студентами математики и математики в экономике изменяется в процессе обучения, она динамична, следовательно управляема;
2. Встречаются различные ведущие мотивы в системах этих мотиваций, но большую значимость имеют внешние мотивы, связанные с будущей профессией.
Отсюда следует, что для успешного процесса обучения студентов необходима управленческая деятельность преподавателя, направленная на усиление устойчивости побудительной силы профессионального мотива - на наш взгляд, центрального мотива учения в студенческий период.
Профессионализация обучения связана с организацией обеспечения естественного перехода от деятельности познавательной к деятельности профессиональной. Следует выделить следующие главные направления реализации профессиональной направленности курса:
1. Активизация познавательной деятельности студентов с акцентом:
а) (по содержанию) на использование примеров и задач, связанных с изучением спецдисциплин и будущей профессиональной деятельностью;
б) (по методам обучения) на внедрение в учебный процесс элементов творческой, поисковой деятельности,
2. Совершенствование форм самостоятельной деятельности студентов.