Российская система высшего образования начала третьего тысячелетия переживает не самые хорошие времена. Произошедший за последние годы переход к государственным образовательным стандартам не лучшим образом сказался на качестве подготовки будущих специалистов. Так, требования к уровню подготовки по дисциплинам математического и естественно-научного цикла существенно выросли, в то время, как число часов, отводимых на изучение этих курсов, в лучшем случае, осталось прежним. При этом значительно снизился уровень школьной подготовки по названным дисциплинам. В вузе еще существует определенное несоответствие между требованиями государственных образовательных стандартов, востребованностью математических знаний выпускающими кафедрами и теми умениями и навыками, которыми в действительности обладают студенты, прошедшие математическую подготовку на младших курсах вуза.
Основная задача математической подготовки в экономическом вузе - помимо формирования рационального мышления и воспитания общей культуры - вооружить специалиста мощным инструментом решения прикладных задач рыночной экономики. Нельзя перестраивать систему, не владея точными методами анализа и оптимизации связей внутри этой системы, поэтому роль математического и компьютерного образования возрастает.
Интеграция содержания образования в системе обучения математике предполагает: содержательность и значимость математических знаний для студентов; системное представление изучаемого материала; реализацию внутрипредметных и межпредметных связей; прикладную направленность курса математики. Интегративным качеством, объединяющим эти аспекты, служит курс математического моделирования, который необходимо насыщать экономическим содержанием. Так, например, в основу научного подхода к проблемам социально-экономического развития Красноярского края положены известные методы и алгоритмы решения задач многокритериальной параметрической оптимизации. Эти методы позволяют выбрать наиболее перспективные решения в области управления экономикой, рыночных процессов. Для того, чтобы описать эти процессы, в программу математического обучения студентов - экономистов включено изучение вероятностно-статистических и случайно-множественных моделей. В банковской сфере они позволяют производить количественный анализ кредитных рисков и принимать соответствующие практические шаги. На финансовом рынке данная система моделей позволяет оптимизировать инвестиционный портфель и производить его текущее управление.
Для того, чтобы усилить математическое образование будущих экономистов (да и не только их), необходимо:
- Оценивать абитуриентов на вступительных испытаниях по двум критериям - обученности и обучаемости.
- Пересмотреть программы специальных дисциплин, наполнив их научным содержанием.
- В корне изменить отношение к преподавателю как центральной фигуре учебно-научно-воспитательного процесса, усилив мотивацию его труда и повысив его социальный статус.
- Восстановить прежний объем математической подготовки - не менее 510 аудиторных часов. Для того, чтобы студент безболезненно переходил на смежные специальности, унифицировать программу обучения экономистов, а для учета специфики профессии предусмотреть спецкурсы, курсы по выбору.
- Организовать преподавание математических и естественнонаучных дисциплин таким образом, чтобы они давали целостное представление о взаимодействии природных, экономических, технических и социальных процессов.
Достижению таких целей может служить комплексная непрерывная программа изучения математических и естественнонаучных дисциплин.
В целях реализации принципа непрерывности и приемственности преподавания математики в Красноярского государственном торгово-экономическом институте (КГТЭИ) организовано отделение непрерывного информационного и математического образования (ОНИМО). На правах ассоциативных членов в него входят три математические кафедры института (высшей и прикладной математики; информатики; математического моделирования и информационных систем) и другие целевые профильные подразделения. Основные задачи ОНИМО - это:
- Осуществление непрерывного математического и информационного образования, начиная с отделения довузовской подготовки и заканчивая защитой студентами дипломных работ и послевузовской подготовкой (аспирантура, магистратура); обеспечение математического и информатизационного содержания курсовых и дипломных работ.
- Подготовка и переподготовка в области прикладной математики, математического моделирования, информатики и новых информатизационных технологий кадров отрасли.
- Математическое и информатизационное сопровождение НИР на кафедрах КГТЭИ; научно-исследовательская и информатизационно-аналитическая деятельность в области математики, новых информационных технологий, Интернет-исследований; создание банков данных по результатам проведения маркетинговых исследований.
- Организация совместных с красноярским научным центром РАН научно-исследовательских групп, временных творческих коллективов для решения конкретных задач; исследовательских филиалов математических и выпускающих кафедр.
Необходимый объем знаний студентов в течение всего времени обучения в институте форматируется планом непрерывной математической подготовки - от разделов элементарной математики и основ информатики - до математических моделей финансово-экономического анализа.
В качестве примера реализации непрерывной математической и информационной подготовки можно привести обучение в КГТЭИ молодых людей, занимающихся по научно-образовательной программе «Профессия и здоровье». (Специальность 06.05. «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»). В 2004 году выпускники из этой категории студентов с отклонениями в здоровье защищают дипломные работы, а семь лет назад они обучались в 9-м, в 10-м классах и одновременно - на подготовительном отделении КГТЭИ. Здесь помимо элементарной математики, необходимой для успешной сдачи вступительных экзаменов, они изучают курсы прикладной математики и информатики. Это потребовало согласования рабочих программ школы-интерната и КГТЭИ, а с другой стороны - между всеми математическими кафедрами института (благо все они на одном учетно-экономическом факультете).
Большую роль в формировании точного мышления и прикладных навыков будущих экономистов и бухгалтеров играет их участие в кафедральных исследованиях, работе научных семинаров, в выполнении комплексных индивидуальных заданий. Например, темы исследовательских работ студентов 2 курса, занимающихся по программе «Профессия и здоровье» в этом учебном году, максимально приближены к тематике выпускающих кафедр: «Сравнительный финансовый анализ организаций», «Управленческий анализ на предприятиях, оказывающих услуги населению», Определение доходности финансовых инструментов и операций», «Определение экономических показателей инвестиционных проектов», «Применение моделей сетевого планирования и управления» и т.д. Совместно с преподавателями и аспирантами математических кафедр, этими работами руководят и консультируют их сотрудники выпускающих кафедр экономики торговли, экономической теории, маркетинга, экономического анализа и статистики, бухгалтерского учета, коммерческой деятельности. На старших курсах наоборот - преподаватели - математики являются консультантами и соруководителями курсовых и дипломных работ студентов.
Безусловно, существует еще множество проблем, связанных, в основном, с различием подходов к математическому образованию у вузовских специалистов разного профиля, но, решая эти проблемы объединенными усилиями, можно существенно продвинутся в выполнении главной задачи - повышения качества выпускаемых профессионалов.