Современное образование представляет собой очень сложную систему, существующую в условиях нестабильного общества. В силу этого, полезным было бы рассмотреть проблему образования человека с позиций синергетического подхода.
Прежде всего, методологическая и эвристическая ценность синергетики для системы образования состоит в том, что данная теория раскрывает универсальные закономерности саморазвития и функционирования систем различной природы, находящихся в условиях далеких от равновесия. Это позволит лучше уяснить те принципы, на основе которых может строиться система образования, берущая ориентир на создание модели обучения и воспитания в условиях реформирования общества. Особенно важно то, что синергетика способна выявлять не только положительные аспекты воспроизводства человека, но и негативные, деструктивные, предлагая пути решения последних через «вовлечение их в синхронизм», через самоорганизацию «порядка из хаоса».
Под синергетической теорией в целом понимается, прежде всего, теория, имеющая своим предметом изучения системы, состоящие из множества подсистем различной природы, кооперативное взаимодействие которых приводит к возникновению упорядоченных структур. Исходным пунктом теории синергетики и есть идея самоорганизации элементов, подсистем, находящихся в неравновесных условиях, их коэволюция и кооперативность.
В синергетическом смысле образование - это самоорганизация человека как целостной, упорядоченной системы, коэволюционирующей с идеалами культуры и соотнесенной с образами современного мира. В процессе самоорганизации человек воспроизводится не только как личность, «субъект поступания», но и как носитель накопленного человечеством жизненного опыта. «Сама возможность обучения - как пишут Е.Н. Князева и С.П. Курдюмов, - означает существенное преимущество человеческого существа в достижении того, для чего в ходе обычной дарвиновской эволюции потребовалось бы тысячелетия неопределенных мутационных изменений. Культурная эволюция, в противоположность историческому развитию биологических видов, является ламаркианской по своему характеру, т. е. , выражаясь языком биологии, приобретенные индивидом в течении его жизни изменения, его знания и накопленный опыт, наследуются, передаются следующим поколениям.»[i]
С точки зрения синергетики реформация, или как ее сегодня называют модернизация образования, ее философия должна видеть в качестве своего главного предмета самого человека. Это значит, что процесс поиска наиболее оптимальной образовательной модели требует серьезного общенаучного и философского осмысления проблемы человека. Современная модель образования должна выработать не только механизмы и способы постижения человека как саморазвивающейся системы, но и активно, действенно способствовать становлению личности как заинтересованного и творческого соучастника развития и обновления общества, а не как внешнего наблюдателя этого процесса. Синергетический подход дает возможность реализовать идею творческой «встроенности» целостно понятого человека в социокультурную действительность.
В качестве синергетических оснований устойчивого динамичного и эффективного развития системы образования, а следовательно и оптимального воспроизводства человека следует рассматривать следующие принципы:
1. Принцип флуктуации.
Суть его состоит в усилении активности субъектов педагогики и саморефлексии, рождающей и стимулирующей мысль, превращающей образование в творческий процесс. Главным должно являться не линейная передача знаний, а овладение способов самообразования. Методологическая роль синергетики состоит в создании условий, при которых возможно порождения знаний посредством «пробуждающего» обучения.
Примерами положительных флуктуаций в учебно-образовательной системе могут быть - доклад высокого интеллектуального уровня, научное открытие, интересная тема лекции, хороший эмоциональный настрой учителя. Как отмечает И. Пригожин, сложные самоорганизующиеся системы, в том числе и человеческое общество, обладают "высокой чувствительностью к флуктуации", в процессе реализации которой и проявляется нелинейная зависимость между силой флуктуации и ее возможными последствиями для системы. Так, в соответствии с пригожинской парадигмой, даже малые флуктуации могут усиливаться в результате кооперативных эффектов и откликов на флуктуации и, в сущности, изменять всю структуру той или иной самоорганизующейся системы, в рамках которой она возникает. Это дает основание Пригожину утверждать, что данный сценарий вселяет в нас откровенно и надежду, и тревогу: надежду на то, что даже малые флуктуации могут усиливаться и изменять всю структуру (это означает, в частности, что индивидуальная активность вовсе не обречена на бессмысленность); тревогу - потому, что наш мир, по-видимому, навсегда лишился гарантий стабильных, непреходящих законов.[ii] Это лишний раз заставляет нас задуматься и быть предельно осторожными при принятии решений, направленных на изменение и реформирование систем, в том числе и по отношению к такой сложной социальной системе, как система образования. Результат ошибки - это непредсказуемые последствия, которые могут затронуть миллионы людей и перспективы развития общества в целом.
2. Принцип параметров порядка.
Представление о роли флуктуаций в образовании будет односторонним без учета одного из важнейших феноменов самоорганизации «организующих порядок» - так называемых параметров порядка. Речь идет о введении «инвариантов» в технологию образования человека, в систему воспроизводства человека. Синергетическая модель образовательной системы предполагает, как правило, ситуации выбора - принятие решения с большим числом степеней свободы. Принятие решения представляет собою возникновение доминант (параметров порядка), что и приводит к появлению упорядоченной структуры. Параметры порядка или «моды» (физич.) способны и призваны подчинять себе поведение элементов системы.[iii] Система не может гармонично и эффективно развиваться, если этот процесс не упорядочен не содержит своего рода «инварианты», вокруг или в рамках которых происходит ее самоорганизация. Это можно проиллюстрировать следующим образом. Представим непрерывно снабжаемую энергией и информацией живую или социальную систему, некоторые элементы которой способны лучше использовать поток энергии и информации, чем другие. В результате одни элементы постепенно затухают, в то время как другие могут компенсировать эту потерю, использовать её и расти, определенные виды колебаний «гармоник» усиливаются. Это своего рода реализация дарвинистского принципа - выживание приспособленных. При этом наиболее активные в этом смысле элементы становятся «модами», величинами способными подчинять другие элементы. Благодаря этому система находит (обретает) свою структуру. Чем больше амплитуда конфигураций растущих элементов, тем значительнее их роль. Степени свободы системы в последствии задаются параметрами порядка. В данном случае, параметрами порядка, становится мысль.[iv]
3. Принцип коэволюции.
Смысл его заключается в соотнесенности субъектов педагогики с идеалами культуры, образами человека и мира, сохранении тесных связей с образовательной традицией.
Формирующаяся синергетическая парадигма самоорганизации меняет способ описания мира. Раньше это происходило как бы извне "анализируя, но, не принадлежа ему", а ныне такой подход достиг своих пределов. Наши знания в известном смысле должны "корреллировать с характерными особенностями жизни, а природу (мир) нужно описывать так, чтобы стало понятно само существование человека".[v]
4. Принцип кооперативности.
Суть данного принципа (одного из базовых в синергетике) в согласовании взаимодействия субъектов образования, в преодолении ситуации, которую можно образно сравнить с «броуновским движением» путем достижения синергии между «элементами» -участниками образовательного процесса, функционирования в одном темпомире.
Если существующие версии, образовательного процесса в основном сводятся к акцентному выделению и анализу элементов системы, то синергетический подход всё больше обращает внимание на аспекты, их оптимального функционирования, самосогласованности. Самоорганизация в синергетическом смысле понимается как процесс изменения взаимосвязи элементов, направленный на сохранение и развитие всей системы, а не отдельных частей.
5. Принцип вовлечения в синхронизм.
Вовлечение (втягивание) в синхронизм означает подчинение общей цели, завершается образованием аттрактора как некоего динамично стабильного, устойчивого развития системы. Согласно синергетике процесс обучения связан с целой серией событий качественной перестройки образовательных аттракторов сопровождающейся увеличением темпов развития системы, вовлечением в этот темп всех ее элементов и новой более оптимальной для данной ситуации структурной организации системы. Новый способ топологически правильного объединения элементов ускоряет развитие, как целого так и составляющих его частей. Элементы системы начинаю функционировать в едином «темпомире», усиливаясь до состояния способного вовлекать в порядок ближайшую окружающую среду. «С синергетической точки зрения, как отмечает Скотт Келсо, обучение протекает, как «специфическое видоизменение уже существующих паттернов поведения в направлении той задачи, которую предстоит решить» [vi]
В целом через формирование систем образования как структуры - аттрактора возможно и вовлечение в порядок деструктивных и негативных элементов имеющих место в системе образования и в обществе в целом.