В сфере образования в настоящее время весьма актуальна проблема валеологизации педагогического процесса, ориентированная на формирование и становление культуры здоровья учащихся.
Обобщение научных фактов, представленных в периодической литературе, позволяет выделить ряд противоречий:
- между потребностью общества в здоровых, полноценных людях и отсутствием социальных условий для обеспечения и сохранения здоровья;
- между требованием сохранения здоровья, предъявляемым обществом к системе образования, и невозможностью на современном этапе выполнить эти требования в образовательной среде;
- между стремлением педагогов сохранить здоровье обучающихся и отсутствием научно обоснованных средств и условий решения этой задачи;
- противоречие, обусловленное недостаточной разработанностью проблемы валеологизации педагогического процесса, выражающееся в отсутствии научно обоснованных учебных планов, программ, технологий, обеспечивающих формирование и становление культуры здоровья посредством здоровье сберегающей педагогики.
Указанные противоречия ставят ряд вопросов:
- что необходимо предпринять в профессиональной подготовке специалистов для формирования культуры здоровья?
- какими должны быть цели, содержание, способы и условия, способствующие приобретению студентами немедицинских вузов, специальных знаний и умений, а также какова их готовность к сохранению и укреплению своего здоровья, здоровья своих близких?
- возможна ли специальная подготовка студентов немедицинских вузов для решения ими медико-валеологических проблем?
- какова структура и содержание медико-биологического образования в вузе немедицинского профиля?
- каковы критерии оценки готовности молодого специалиста к деятельности по сохранению и укреплению здоровья?
Поиск ответов на поставленные вопросы отражает поставленная проблема - какой должна быть система медико-биологического образования студентов немедицинских вузов?
Ответ на этот вопрос находим в концепции представленной ниже, включающей ряд положений:
- Здоровье сберегающее образование есть стратегическая линия развития системы современного образования.
- Глобальный путь России - построение общества с устойчивым развитием, поэтому чрезвычайно важно, чтобы современные формы образования и воспитания, как духовного производства личности, включали формирование культуры здоровья и среды ее проживания.
- Культура здоровья и здоровье среды - критерий устойчивости развития общества, обеспечивающий человеку равные возможности для получения знаний и информации. При высокой степени обновляемости технологий высокую значимость приобретает человек, способный реализовать себя в различных направлениях, что возможно только в рамках правильно поставленного гуманитарного образования (Р.А.Зобов, 2001)[1]
- Подготовка специалиста в вузе должна начинаться с формирования у него интегративных представлений о человеке, основанных на основополагающих принципах - системности, целостности, гуманизме, создавая базу для изучения дисциплин, рассматривающих человека в конкретных сферах его жизнедеятельности, таких как труд, семья, политика, экология, образование, культура. Важным фактором здесь является качество жизни и здоровье населения (Л. П. Царевский с соавт.,2003)[2].
- Решение задач здоровье сохраняющего образования ( здоровье человека и здоровье среды) сводится к реализации единой системы непрерывного образования и воспитания - междисциплинарного направления, ориентированного на понимание и решение проблем взаимодействия человека и окружающей среды, формирование ответственности к своему здоровью и окружающей среде. Основная цель такого образования- формирование культуры здоровья, посредством повышения здоровья сохраняющей компетенции, поддержание развития личности с выраженным полифункциональным профилем, так как образование, претендующее на инновационность, может развиваться только на научных исследованиях, учитывающих тенденции биологического, технического, социального и культурного миров.
- Культура есть совокупность ценностей. Общечеловеческие ценности выступают в роли системообразующего фактора человечества как целостной развивающейся системы, становясь объектом исследования ряда наук (философии, психологии, социологии, педагогики), свидетельствуя об их сложности и многогранности (Вебер М., 1990; Риккерт Г., 1998; Каган М.С., 1997; Эфроимсон А.,1998; Юнг К.Г.,1997)[3].)
Отсюда целесообразно выделить два образовательно-оздоровительных направления педагогической деятельности:
Здоровье сохраняющее образование (здоровье посредством образования, через образование) как новое качество обучения, формирование здоровье ценностного мировоззрения как универсального защитного приспособительного механизма как индивида, так и общества в целом. Очевидно, что овладение системой знаний о здоровье и здоровом стиле (образе) жизни как индивидуальная компетентность не исчерпывается медико-биологическим и социокультурным знанием (можно знать, но не уметь).
Здоровье сберегающее образование инициирует перемены, направляет людей на непрерывное приобретение умений, навыков использования разнообразных принципов и подходов здоровье сохраняющих и здоровье укрепляющих технологий, т.е. тот опыт, который приобретает человек в образовательно-оздоровительной среде.
Таким образом осуществляется переход от образовательно-педагогической формации здоровье просвещения к образовательно-педагогической формации формирования здоровье сохранного человека.
Системное здоровье сохраняющее образование - основа процесса сохранения и становления здоровья специалиста-профессионала и профессионального здоровья, что предусматривает создание в конкретной образовательной среде условий и факторов для психолого-педагогического, социокультурного обеспечения профессиональной здоровье образующей деятельности (осознание необходимости управлять своей жизнью, здоровьем, образом/стилем жизни).
В дидактическом плане здоровье сберегающая деятельность имеет личностно-ориентированную гуманистическую направленность. Это полифункциональная модель учебного заведения с проектированием и конструированием дидактических моделей здоровья, здорового образа/стиля жизни в зависимости от требований потребителей образовательных услуг.
Знания о здоровье человека, среды его проживания, умения и навыки по их сохранению, превращаются из цели обучения в средство развития личностных качеств человека, т.е. формируют культуру здоровья, имидж здоровья и мотиваций здорового образа/стиля жизни. Очевидно, что это достижимо только системой здоровье сберегающего образования при использовании различных психологических, педагогических, информационных технологий, включающих социокультурные, креативные и инновационные подходы, объединенные единой здоровье ценностной сущностью.
Все вышеизложенное нашло свое подтверждение в Отраслевой программе на 2003-2010гг. ( приказы МЗ РФ №113-114 от 21.03.03г.): «Обеспечение межведомственного подхода в вопросах повышения качества жизни, формирования здорового образа жизни; с направленностью на формирование культуры здоровья»; а также в резолюции Всероссийского семинара-совещания руководителей органов здравоохранения и образования субъектов Российской Федерации «Сотрудничество в области образования и здоровья» от 30 января 2003г. «Объединить усилия научных учреждений для совместных исследований по изучению механизмов формирования, развития и сохранения здоровья обучающихся.
[1] Р.А.Зобов, В.Н.Келасьев Культура как основа интегративных форм саморегуляции // Введение в человекознание.-СПб.,-2001.-С.231-242.
[2] Л.П.Царевский, М.Г.Романцов Здоровье сохраняющее образование: инновационные, креативные и социокультурные аспекты.-М.,-2003.-С.3-8.
[3] М.Вебер Избранное.-М.,1990; М.С.Каган Философская теория ценностей.-СПб.,1997; Г.Риккерт Философия жизни.-Киев., 1998; К.Г.,Юнг Человек и его символы.-М.,1997; А.Эфроимсон Наследование гениальности.-М.,1998.