Особенность физики как учебного курса состоит, прежде всего, в том, что полноценное освоение ее методологии невозможно без достаточного овладения математическим аппаратом. Необходимый математический аппарат на всех этапах обучения - в школе и вузе - излагается последовательно (иначе и невозможно) и его изложение не всегда поспевает за потребностями физики. Для изложения физики требуется вся математика сразу - это первая сложность. Следующая трудность обучения физике связана с естественной утратой учащимися части знаний с течением времени. И, наконец, форма представления математического аппарата в курсе математики и в различных разделах физики может быть различной.
Помимо математического аппарата каждый раздел физики, как правило, требует знания из других разделов. Системы обозначений, принятые в разных разделах физики также часто не совпадают. Математические образы одних и тех же понятий часто изображаются разными символами и, наоборот, - одним и тем же символом изображаются разные понятия.
Все это часто приводит к тому, что изложение нового материала, предполагающее определенный (достаточно высокий) уровень первоначальной подготовки, не находит в сознании учащихся необходимой опоры в виде остаточных знаний. Преодолеть самостоятельно разрыв между новыми знаниями и отстающими базовыми знаниями могут лишь немногие (в большинстве вузов - это единицы). Большая же часть учащихся (и школ, и вузов) довольствуется формальным усвоением неких сиюминутных соглашений, знание и понимание которых оказывается непрочным и недостаточным и не обеспечивает целостного восприятия методологии физики.
Преодолеть эту сложность и, тем самым, изменить отношение большинства учащихся к физике как к учебной дисциплине можно, если сделать составной частью задачи обучения задачу корректировки базовых знаний.
Под базовыми знаниями мы будем понимать знания, необходимые для освоения методологии изучаемой дисциплины и знания, формируемые в изучаемом учебном курсе и востребованные в процессе последующего обучения.
Такая трактовка базовых знаний определяет два направления их корректировки.
- Корректировка назад - диагностика накопленных ранее знаний и их корректировка для полноценного освоения изучаемой дисциплины.
- Корректировка вперед - специальные приемы для повышения прочности знаний, необходимых для последующего обучения данной специальности.
Нетрудно видеть, что сама задача корректировки базовых знаний по своей структуре и целям должна стать частью инновационного процесса в преподавании. Инновации в педагогическом процессе - это «введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и ученика» [1].
Учет неоднородности базовых знаний требует существенного обновления целей обучения. Целью обучения становится не только передача знаний по новой дисциплине, но и восстановление утраченных, или создание не созданных ранее, но необходимых для данной дисциплины связей с другими дисциплинами, являющимися базовыми по отношению к изучаемой. При этом сама новая дисциплина является, как правило, базовой по отношению к дисциплинам, изучение которых только предстоит. Выделение среди множества сведений, тех, которые составляют базовые знания, в процессе обучения каждой дисциплине является дополнительной целью, требующей поиска инновационных решений.
Так как в условиях коллективного обучения преподаватели, как правило, исходят из предположения, что необходимым набором знаний обладает каждый студент, то дефицит базовых знаний от курса к курсу накапливается, расширяется и не поддается корректировке стандартными средствами контроля, если не определяется ведущим преподавателем в качестве цели обучения и контроля.
Изменение содержания требует существенной реконструкции методов и форм совместной деятельности студентов и преподавателя. Большая глубина неоднородности базовых знаний требует поиска методов адресной помощи без увеличения времени аудиторного общения преподавателя и студентов.
Проблема неоднородности базовых знаний при обучении в вузе является частью инновационного процесса в образовании и его прямым следствием. Гуманитаризация образования - составная часть инновационного процесса - повлекла за собой значительное сокращение времени, отводимого в большинстве школ на физику и математику (при сохранении и даже увеличении этого времени в классах физико-математического профиля). Аналогичный процесс, хотя и по другим причинам, наблюдается и в вузе. Время, отводимое на преподавание математических дисциплин, сокращается, что приводит часто к отказу от доказательств теорем, заставляет ограничиваться формальным применением математического аппарата.
Время, отводимое на процесс корректировки знаний, неизмеримо меньше времени, отводимого на изучение самой дисциплины, поэтому содержание базовых знаний, необходимых для освоения изучаемой дисциплины, не может быть полностью эквивалентно содержанию базовой дисциплины. Требуется определенная адаптация изложения, не обязательно упрощение, но, как минимум, сокращение. Изложение необходимых вопросов должно обладать достаточной автономией, чтобы быть понятным без повторного изучения всего курса.
Недостаточность базовых знаний может быть обусловлена многими причинами, как личного, так и методического характера. В качестве наиболее распространенных причин выделим две:
- недостатки традиционных методик изложения;
- исключение некоторых вопросов из числа контролируемых в базовых курсах в силу недостатка времени.
Очевидно, что таким вопросам следует уделить особое внимание.
Перечень знаний, подлежащих коррекции, может и должен непрерывно расширяться по мере уточнения конкретного содержания базовых знаний. Охватить такой объем знаний, обеспечить его динамичность, можно только опираясь на информационные технологии. При этом следует учесть, что дидактический материал должен быть одинаково удобен тем, кто практически полностью готов к восприятию нового курса, и тем, знания которых требуют коррекции на 80-90%.
Литература
- Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М.:ACADEMA, 2002. - 576 с.