В настоящее время в Российской Федерации сложилась система налогов, при которой все потребители облагаются одинаковым налогом (ставка налога на заработную плату составляет 13 %). Что касается налогов с производителей и других юридических лиц, то их величина зависит от уровня доходов, от вида их деятельности и т.д.
При разработке модели оптимизации налогообложения предполагается следующее:
1) все денежные средства потребителей облагаются налогом с одинаковой процентной ставкой и полностью расходуются на приобретение товаров;
2) собранные государством налоги в рыночных отношениях не участвуют;
3) государство планирует собрать с рассматриваемого анклава фиксированную денежную сумму, но не назначает налоговые ставки;
4) функции спроса и предложения для всех групп налогоплательщиков (субъектов рыночной экономики) известны.
Модель оптимизации налогообложения сводится к задаче линейного программирования, в которую входят следующие соотношения. Функция цели, которая должна принять минимальное значение, представляет собой безвозвратные потери, сопровождающие производителей и потребителей в рыночных отношениях при введении налога (какой из партнеров рынка непосредственно облагается налогом, не имеет значения).
Ограничением задачи является максимальное значение налоговых поступлений в казну государства. Их значение определяется по теоретически построенной кривой Лафера.
Преобразование уравнений и неравенств задачи линейного программирования, сформулированной для налогообложения конечного числа групп налогоплательщиков, позволило установить, что налоги между этими группами должны распределяться пропорционально эластичности реализуемых через рынок товаров.
Исследовано влияние нелинейностей функции спроса и предложения на распределение налогового бремени.