На различных этапах функционирования бюджетной системы Российской Федерации предпринимались попытки реформирования системы межбюджетных отношений, к настоящему времени в этой области имеется ряд положительных моментов.
Необходимо отметить, что для проведения успешной политики реформирования межбюджетных отношений требуется прежде всего обеспечить реализацию прав и ответственности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления принимать в рамках федерального законодательства самостоятельные решения по организации бюджетного процесса, формированию доходов и расходов своих бюджетов на основе четкого, стабильного и сбалансированного разграничения расходных полномочий и закрепления доходных источников, гарантирующих финансовую самостоятельность.
В настоящее время, опираясь на действующее бюджетное законодательство, и прежде всего, на Бюджетный Кодекс Российской Федерации, органный государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют возможности и заинтересованность внедрять современные методы бюджетного планирования, обеспечивать прозрачность бюджетного процесса, разрабатывать и реализовывать средние долгосрочные программы реформирования бюджетной сферы. Поэтому дальнейшее проведение реформы межбюджетных отношений является важнейшей предпосылкой для повышения эффективности функционирования бюджетной системы Российской Федерации.
Важнейшим вопросом, требующим особого внимания в системе реализации мер по реформированию межбюджетных отношений является финансовая помощь бюджетам других уровней бюджетной системы.
В результате реализации Концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999-2001 гг. были заложены основы новой системы оказания финансовой помощи из федерального бюджета субъектом Российской Федерации. Однако, значительные объемы средств по-прежнему перечисляются в бюджеты субъектов РФ без четко установленных критериев, что приводит к ослаблению финансовой дисциплины и снижению прозрачности межбюджетных отношений. Система финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной системы страны должна быть направлена на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов, доступа граждан, вне зависимости от места их проживания, к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям при одновременном создании стимулов для проведения на региональном и местном уровнях рациональной и ответственной налоговой и бюджетной политики. Указанные положения нашли свое отображение в «Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года», принятой в июле 2001 г.
В соответствии с требованиями данного документа, основой межбюджетных отношений является механизм регулирования взаимоотношений Центра и территорий в финансовой сфере, а именно, в выделении средств из федерального бюджета в качестве финансового обеспечения субъектов РФ. Критерием распределения являются показатели налоговых поступлений и расходов региональных бюджетов в расчете на одного человека (жителя территории).
С 2005 года предполагается переход в основном к новой системе межбюджетных отношений в Российской Федерации, а с 2006 г. - полностью на качественно новую систему. Для этого за оставшийся период, необходимо решить ряд важнейших вопросов: принять поправки в Бюджетный Кодекс РФ и Налоговый кодекс РФ, устанавливающие новую систему межбюджетных отношений и закрепляющие доходные источники в соответствии в расходными полномочиями каждого уровня бюджетной системы, укрепляющих бюджетную дисциплину и ответственность (в том числе - путем введения в неплатежеспособных субъектах РФ и муниципалитетах внешнего финансового управления); законодательно установить формализованные критерии и процедуры осуществления более четкого контроля за бюджетным процессом.