Одной из фундаментальных наук, на развитие которой в нашей стране огромное влия- ние оказывает экономика, является медицина. Непродуманная, хаотичная, обвальная перестройка социально-экономи-ческих отношений в стране привели к кризисным явлениям во всех сферах жизнедеятельности населения. Согласно ежегодным государственным докладам о состоянии здоровья населения смертность стала превышать рождаемость в 2,5 раза, налицо депопуляция народонаселения, ежегодно страна из-за этого теряет около 1 млн. человек. Добавьте к этому рост уровня общей заболеваемости, хронизацию заболева- ний, которые вовремя не вылечены, рост численности инвалидов в стране, которая достиг- ла в 2002 году 11 млн. человек, ежегодное уменьшение численности подростков в среднем до 50% ,не пригодных служить в армии, и другие отрицательные явления, которые обус- ловлены ухудшением экономического положения населения в стране в целом и станет понятным как это все взаимосвязано.
Среди больных особо выделяется контингент пациентов эндокринологического профиля, численность которых быстро растет и нуждается в специализированной стационарной помощи. Для решения вышеперечисленных проблем требуется, в первую очередь, наладить стабильное финансирование здравоохранения не по остаточному принципу, как это осуществляется в современных условиях (3,1% от валового внутреннего продукта ВВП), а хотя бы на уровне Европейских стран, в частности, от 5,8% ВВП в Люксембурге, до 10,6% ВВП в ФРГ в 2000 г. Кстати, по рекомендации ВОЗ на здравоохранение как отрасль, обеспечивающую национальную безопасность страны, государство должно выделять не 3,1% от ВВП, а 6-7% от ВВП. В современных рыночных условиях Россия, к сожалению, отстает от рекомендаций ВОЗ и бремя расходов на лекарственное обеспече- ние и медицинскую помощь дополнительно ложится на население, составляя 4,7% от ВВП, а сами средства, полученные от населения идут не на развитие здравоохранения, а на счета фармацевтических фирм. На начальном этапе перестройки, а в некоторых регионах и до сих пор, когда бюджетных средств не хватало для полного обеспечения финансированием стационарной помощи в стране, финансирование ее на местах осуществлялось только «защищенных» статей, в частности: заработной платы, медикаментозного обеспечения и питания больных. В этих условиях представляет интерес финансовое обеспечение медицинской помощью больных эндокринологического профиля, жизнь которых зависит от своевременно проведенного лечения и соответственно лекарственного обеспечения.
Для изучения этого вопроса был взят контингент эндокринологических больных общей численностью 2911 человек, прошедших лечение в условиях муниципального эндокринологического центра в течение 2001-2002 гг. Следует отметить, что официально городской эндокринологический центр мощностью 90 коек был открыт на базе клинической городской больницы «Электроника» г.Воронежа в 1995 году и является одним из мощных специализированных городских центров Российской Федерации. Его структура определена с позиций новейших медицинских технологий с учетом современного обследования, углубленной дифференциальной диагностики и лечения эндокринологических заболеваний. При этом, основное внимание было сосредоточено на совершенствовании качества медицинской помощи эндокринологическим больным. Исходя из задач, стоящих перед эндокринологической службой города, в структуре центра было выделено 60 коек для круглосуточного пребывания больных, 15 коек - для дневного пребывания, 15 коек - для специализированного отделения «диабетическая стопа». Кроме того, при организации городского эндокринологического центра «Школа для обучения больных сахарным диабетом» получила официальный статус. Укомплектованность центра врачебными кадрами составляет 84,9% от потребности, средним медперсоналом-72,3%, младшим - 62,4%. Среднегодовая занятость койки в 2001 году составила 347,6 койко/дней, а в 2002 году - 365,1 койко/дня, что свидетельствует о перегрузке центра, при средней длительности пребывания больных 24,9 койко/ дня и 20,1 койко/дня соответственно, что позволило увеличить численность пролеченных больных в эндокринологическом центре в 2002 году на 2,8%.
Однако, среднюю длительность пребывания в стационаре можно снизить до рекомендуемых нормативов - 10,2 койко/ дня (Постановление Правительства РФ от 29.11.2000 г. №907). В этом случае эффективность использования коек в эндокринологическом центре возросла бы в 2,4 раза по сравнению с 2001 г. и в 2 раза по сравнению с 2002 г. Достижение этих результатов возможно лишь при: повышении уровня обследования на доклиническом этапе, интенсификации труда вспомогательных отделений (лабораторной службы, функциональной, УЗИ диагностики и др.), а также работы физиотерапевтического отделения, отделения гипербарической оксигенации, кабинетов экстра- корпоральных методов лечения и т.д.
До перестройки финансирование деятельности стационаров любого профиля как и всей системы здравоохранения осуществлялось централизованно как в целом так и по статьям расходов. В данном случае руководителю лечебного учреждения отводилась роль контролера исполнения и соблюдения финансовой дисциплины. Перестройка социально-экономи-ческих отношений не только урезала бюджетное финансирование, но и ввела обязательное и добровольное медицинское страхование, а также разрешила организацию платных медицинских услуг, которые не вошли в перечень услуг обязательного медицин- ского страхования. Кроме того, разрешила использовать благотворительные взносы как от частных лиц, так и от фирм, предприятий, учреждений, организаций независимо от их форм собственности и т.д. и получение доходов от ценных бумаг, т.е. финансирование учреждений здравоохранения стало осуществляться не из одного, а из многих источни- ков, из которых не все имеют стабильный характер. Наиболее стабильным является бюджетное финансирование, на долю которого в настоящее время на примере городско- го эндокринологического центра, приходится 38,0% в год и обязательное медицинское страхование - 62,0% годовых. Однако, не все виды эндокринологической патологии в настоящее время охвачены даже в таком соотношении обязательным медицинским стра- хованием. Так, больные с синдромом «диабетическая стопа» проходят лечение за счет госбюджета, так как страховые компании отказались их страховать из-за дороговизны лечения и обслуживания. Если стоимость лечения одного эндокринологического больного в стационаре круглосуточного пребывания составляет 6567 рублей 70 копеек (по данным за 2002 г.), то больного с диагнозом «диабетическая стопа» - 18260 рублей. В этой связи, как выход из создавшегося положения, широкое развитие получили стационары дневного пребывания больных. Организация обследования, лечения и питания в нем обходится больнице в 3039 рублей 68 копеек на одного больного, что в 2,16 раза дешевле по сравнению со стационаром круглосуточного пребывания. По итогам работы городского эндокринологического центра в 2002 году стоимость обследования, лечения, питания и пребывания больных в круглосуточном стационаре составила 7132522 рубля 20 копеек, в стационаре дневного пребывания - 1185475 рублей 20 копеек, в отделении «диабетическая стопа» - 2629440 рублей, что в целом обошлось больнице в 10947437 рублей 40 копеек, из которых 4160026 рублей - профинансировано по линии госбюджета, остальные 6787411 рублей 40 копеек - по обязательному медицинскому страхованию. По платным медицинским услугам данная категория больных не обслуживалась. Из общей суммы 9,4% составили расходы на медикаменты, а 32,0% - на заработную плату. Следует отметить, что в перспективе здравоохранение должно полностью перейти на обязательное медицинское страхование как работающего, так и неработающего населения, а по желанию, при наличии дополнительных доходов, население уже сейчас может страховаться по программе добровольного медицинского страхования, получая дополнительные медицинские услуги повышенной комфортности. При введении 100% оплаты лечения больных по системе обязательного медицинского страхования планируется увеличение расходов на медикаментозное обеспечение до 17,0%.
Таким образом, в современных условиях финансовое обеспечение обследования, лечения, питания и пребывания больных в специализированном городском эндокринологическом центре требует больших средств, не совместимых с предлагаемыми подушевыми нормативами. Для снижения средней длительности пребывания больного в стационаре необходим пересмотр критериев функционирования всей инфраструктуры лечебно-профилактического учреждения и повышение ее эффективности, что позволит даже при нынешнем уровне финансирования сэкономить около 50,0% отпускаемых средств, которые можно направить на дальнейшее развитие специализированной медицинской помощи.