Учебный план подготовки магистров химии в университете предлагает студентам несколько курсов по выбору, одним из которых является спецкурс «Педагогические технологии в обучении химии». Разработанный нами спецкурс ставит целью сформировать такие профессионально-педагогические умения, которые позволят отнестись к работе преподавателя химии не как к исполнителю чужих учебных и методических проектов, а как к работе исследователя, создателя содержательных и творческих взаимосвязей с учениками, формирующих все многообразие познавательной деятельности.
Задачами спецкурса являются: ознакомление студентов с современным состоянием школьного химического образования и возможностями, открывающимися в обучении химии при использовании педагогических технологий; формирование основ педагогической компетентности; ознакомление со спецификой педагогического проектирования. Предлагаемый спецкурс включает несколько разделов и начать изучение курса целесообразно с основ проектирования учебного процесса с последующим переходом к разделу педтехнологий.
В специальной литературе педагогических технологий описано достаточно много. В одних случаях технологии вырастают из теории ,в других случаях технологии вырастают из практики. Для данного курса выбирались технологии первой группы, так как хорошо разработаны сами эти технологии и технологии их внедрения. Вместе с тем эти технологии должны показать студентам глубинные основы психологии обучения.
Педагогические технологии в рамках курса с одной стороны выступают содержанием обучения, а с другой - средством обучения, способствующим усвоению студентами конкретных профессиональных знаний, совершенствованию их умения проектировать методические системы обучения предмету. Для этого в курсе запланированы обучающие семинарские занятия, на которых с помощью различных педагогических технологий (коллективный способ обучения, модульной, игровой и др.) отрабатываются вопросы разработки самих технологий и технологий их внедрения.
В качестве примера проведения семинарского занятия по изучению коллективного способа обучения можно привести материалы к обучающему семинару по мурманской методике (ММ). Проведение такого семинара на примере одной из тем школьного курса химии для магистров нецелесообразно, так как снижает интерес к форме работы из-за отсутствия новизны и сложности в самом материале. Наиболее важным является изучение самой технологии.
Примеры карточек по теме «Коллективный способ обучения»
С помощью различных педагогических технологий можно изучать и другие темы курса. Последняя тема курса посвящена обучению студентов основам психолого-педагогического проектирования учебных задач, так как в рамках любой технологии именно с помощью конструирования и оценки заданий разной сложности преподаватель может управлять процессом становления у студентов и учащихся всего многообразия форм мыслительной деятельности от простого запоминания до решения творческих задач. Данная тема освещается в лекции, где разъясняются основные положения теории учебных задач Блюма и Толлингеровой. Затем материал отрабатывается на обучающем семинарском занятии по модульной технологии.
Таким образом, разработанный нами курс «Педагогические технологии в обучении химии» востребован студентами, прошел апробацию и как показывает опыт работы, может быть предложен также студентам 5 курса при чтении педагогических дисциплин по выбору с целью получения дополнительной квалификации «преподаватель химии» .