При обучении российских менеджеров в нынешних условиях следует обратить особое внимание на серьезную психологическую подготовку будущих руководителей. Такие навыки предполагают, прежде всего, возможность быть самопсихологом. Как показывает практика, большинство руководителей с этой ролью справляется слабо. Но неумение рационально формировать свой набор образов поведения в различных ситуациях, скорее всего, не позволит справиться с этой задачей в отношении подчиненных.
Бесспорным является факт того, что основа национальной экономики лежит в системе воспитания. Следовательно, формирование управленческого мышления у каждого человека, вне зависимости от его сферы деятельности, является необходимой составляющей общего человеческого капитала. Самоменеджмент является объективным условием эффективного ведения домашнего хозяйства и внутренней мотивации работника в процессе выполнения производственных функций, общественно полезной деятельности. Собственно управление в современных условиях может быть организовано эффективно только на научной основе. Навыки управления должны быть органичной частью комплексной программы повышения уровня образованности каждого человека в силу универсальности их приложения при реализации потенциальных экономических ролей.
Однако, следует заметить, что и сама программа развития человеческого капитала человека, особенно, в контексте формирования управленческого мышления, должна строиться на новых принципах.
Важно отметить, что ключевым положением процесса формирования управленческого мышления на современном этапе будет являться применение индуктивного образа мышления при принятии управленческих решений.
Для того, чтобы оценить потенциал факторов производства, в том числе и информации, представить себе все возможности их применения, необходимо пользоваться особым образом мышления. Большинство субъектов управления применяют дедуктивный тип мышления, что означает возможность определить проблемное поле, а затем найти решения и дать им оценку. Но современное управление требует индуктивного мышления, т.е. способности сначала найти мощное решение, а затем найти подходящие проблемы, которые оно поможет преодолеть, причем осознания наличия проблем может и не быть.
Дедуктивный образ мышления применительно к современному процессу управления приводит не только к тому, что упускаются из вида важнейшие возможности, но и к тому, что уделяется слишком много внимания тривиальным и незначительным вариантам действий. Необходимо осознать, что речь ведется о радикальном переломе сознания работников, участвующих в процессе принятия управленческих решений.
В этой связи реинжиниринг (BPR) будет являться не только фундаментальным переосмыслением и радикальным перепланированием бизнес-процессов компаний, имеющим целью резкое улучшение показателей их деятельности, таких как затраты, качество, сервис и скорость, но и «инструментом» фундаментального перепланирования управленческого мышления.
BPR в процессе формирования управленческого мышления начинается с того, что отбрасываются все предположения и все данности, тогда при перепланировании сначала определяется, что должно делаться, а затем, как это нужно делать. Игнорируется то, что есть, и концентрируется на том, что должно быть.
Радикальное перепланирование означает не поверхностные изменения, не улучшения, усовершенствования, а, в сущности, изобретение нового управленческого инструментария заново. При реинжиниринге не просто должны вноситься незначительные изменения, а резко увеличиваться показатели. Незначительные улучшения достигаются путем настройки, для того, чтобы добиться резких улучшений, необходимо кардинально пересмотреть традиционный порядок, заменив его новым.
Большинство людей ориентированы не на процессы, а на задачи, рабочие места, персонал. Под бизнес-процессом понимается совокупность действий, получающая на входе данные различных типов и продуцирующая результат, имеющий ценность для потребителя. Однако, отдельные задачи, составляющие соответствующий процесс, безусловно, важны, но ни одна из них не будет иметь значения, если весь процесс в целом не работает.
Следовательно, необходимо реально осознавать, в некотором смысле, даже опасность дедуктивного подхода в управлении и смело внедрять индуктивный образ мышления в практику менеджмента. Первым шагом на этом нелегком пути могут быть новые образовательные технологии, направленные на формирование управленческого мышления всех участников процесса общественного производства.