Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Отсутствие мужских ролевых моделей в жизни детей, особенно в раннем возрасте, является актуальной проблемой современности. Это происходит потому, что институты, предоставляющие взаимодействие детей и родителей, не очень хорошо организованы в плане сопровождения отцов, а во-вторых, самим мужчинам не хватает уверенности и компетентности в уходе за ребёнком.

В г. Ижевске   реализуется  Федеральная целевая программа «Безопасное материнство» с использованием в работе учреждений родовспоможения физиопсихопрофилактической подготовки беременных в партнерских родах (Информационное письмо №№ 13-03/10-48, Москва, 1997 и  методическое рекомендации № 2000/111 «Подготовка беременной и семьи к рождению ребёнка», Ижевск, 2000). Применяются новые организационные аспекты подготовки беременных к родам с ранних сроков гестации, заключающиеся в привлечении семьи к активному участию в дородовой подготовке беременной, партнёрстве во время беременности, родов и послеродовом периоде, что способствует изменению образа жизни семьи с ориентацией на рождение здорового желанного ребёнка, безопасное родоразрешение и сознательное родительство.

Для определения готовности отцов к сознательному рождению и воспитанию ребёнка проведен анализ результатов анкетирования 114 отцов, прошедших подготовку в партнёрских родах (группа наблюдения - ГН) и 59 отцов, не обучавшихся по данной программе (группа сравнения - ГС). Были разработаны критерии, включающие следующие вопросы: ребёнок планируемый, желанный, муж заинтересован в состоянии здоровья беременной жены, кормлении ребёнка грудным молоком, общении с ним до рождения, в воспитании будущего ребёнка, в здоровом образе жизни семьи, в овладении навыками ухода за ребёнком.

Сравниваемые группы были сопоставимы в возрасте, образовании родителей, материальном обеспечении, жилищных условиях.

Установлено, что планировали рождение детей 76,1% семей из ГН, причем 84,0% будущих отцов были настроены на  многодетную семью. В ГС распределение не имело четкой зависимости (49,2% и 50,8% соответственно) (p<0,001). Во время беременности 87,6% мужей ГН поняли свою ответственность, изменили  отношение к жене в лучшую сторону, стали более бережно относиться к ней, консультировались с медицинским работником о питании, режиме, психологическом климате в семье, 79,6% мужей учились в школе матерей и отцов. В ГС 50,8% отцов считали вообще ненужным получение информации о беременности и родах, в школе матерей и отцов проучилась лишь одна пятая часть будущих пап (20,3%)  (p<0,001).  Элементы   дородовой   педагогики    (общение  с  ребенком  в  утробе  матери) наблюдались в 92,9% семей ГН и только у 57,6% родителей ГС (p<0,001). С нашей точки зрения, заинтересованность отца в кормлении своего ребёнка грудным молоком матери  является маркером сознательного отцовства, так, 97,3% отцов ГН и лишь 59,4% ГС считали кормление грудью необходимым условием для того, чтобы вырастить ребёнка здоровым, причем 40,6% отцов ГС никогда не задумывались о значимости грудного вскармливания (p<0,001). Большинство отцов из ГН вели здоровый образ жизни, не были подвержены вредным привычкам  (76,5%), в отличие от отцов ГС, которые в половине случаев (55,6%) имели вредные привычки (p<0,001). При самооценке только 7,0% отцов, подготовленных  по программе партнёрских родов, отметили неблагополучие в семейных отношениях, в ГС таких семей было в 2,7 раза больше (18,6%) (p<0,01).      

Таким образом, благодаря инновационной подготовке психологическая готовность отцов, включающая эмоциональную и репродуктивную составляющие, в группе партнёрских родов создавала более благоприятные условия для развития ребенка, начиная с внутриутробного периода.