При современных условиях глобального нарастания информационных потоков процесс управления, носящий ярко выраженный информационный характер, становится все более «высокотехнологичным».
Появление новых технических объектов и управленческих технологий вызывает необходимость адаптировать свою интеллектуально-информационную базу на изменившиеся условия. Прежние информационные ресурсы морально устаревают и требуют реновации.
Руководитель должен научиться видеть в задаче то, что характеризует любой процесс: время протекания процесса, его скорость и продукт, к которому приводит данный процесс или который он уничтожает.
Но делать абсолютные аналогии между процессом формирования технического и управленческого мышления не имеет смысла в силу специфики управленческого труда.
Реальной возможностью решения проблемы быстрейшей адаптации работников при освоении образцов новой техники и технологических процессов является самостоятельная разработка способов решения задач, соответствующих данной области труда, вместо изложения готовых вариантов решения отдельных технологических задач.
В управленческой деятельности подобный прием еще более желателен из-за ключевого влияния человеческого фактора. Технический прогресс даже при современных темпах развития все равно имеет более медленный скоростной режим по сравнению со скоростью и объемами нарастания информационной среды. Следовательно, в управлении возникает больше «моментов необходимости» в пополнении знаний об этих изменениях.
Решение вопроса о том, какой должна быть по своему содержанию система объективных условий действия, обеспечивающая возможность самостоятельного построения способов решения конкретных задач, можно найти на основе концепции П.Я. Гальперина, согласно которой для создания возможности самостоятельно сконструировать любые явления из той или иной области надо выделить, во-первых, общие им всем основные структурные единицы, во-вторых, такие правила сочетания этих составляющих, которые позволили бы из них создавать всевозможные конкретные явления данной области.
Под основными единицами вообще следует понимать объективные и наиболее существенные свойства и характеристики данной предметной области. В теории поэтапного формирования умственных действий для любой ориентировочной основы действия выделен следующий основной состав компонентов: образец продукта действия, предмет действия, орудие действия и операции действия.
В отношении управленческой деятельности необходимо адаптировать «технологию» конструирования ориентировочной основы. Образцом продукта действия в этой сфере выступает управленческое воздействие как результат процесса принятия управленческого решения.
В качестве предмета управленческого действия может выступать объемная, но конечная база данных ключевых информационных единиц, необходимых и достаточных для принятия управленческого решения.
К орудиям управленческого действия предлагается отнести законы менеджмента, методы управленческого воздействия, правила и тенденции в управлении. И, наконец, операции управленческого действия представляют собой содержательную часть процесса - функции, работы, операции по управлению.
Специфика этих объектов заключается в том, что сами инструментарии являются «орудием» получения других объектов. Информация является инструментом получения другой информации.
И в технике, и в менеджменте логично предположить, что орудия могут выполнять свою функцию лишь в силу того, что в своей конструкции отражают, функционально повторяют свойства и структуру результатов, получаемых с помощью данных орудий. Это означает, что принцип работы орудий и их конструкция являются зависимыми и производными от конструкции продуктов изготовления. Такого рода соподчиненность обозначается как принцип уподобления орудий образцу продукта, подлежащего изготовлению.
По мнению автора, данный принцип имеет место быть также в процессе межличностного общения руководителя и его подчиненных. Особенность данного принципа заключается в равнонаправленном характере.
На основе концепции формирования технического мышления, выдвинутой П.Я. Гальпериным и его последователями, «орудия должны уподобляться изготовляемому объекту».
Данный вывод был сделан в отношении орудий и ожидаемой формы детали. Но если провести аналогию между орудием и руководителем, деталью и подчиненным, то, скорее всего, сможем придти к аналогичному заключению.
Однако следует обратить внимание на особенность, отличающую влияние орудий на готовый продукт от взаимоотношений руководитель-подчиненный. В человеческих отношениях типичным является взаимовлияние. Поэтому логичнее предположить, что «руководители должны уподобляться своим подчиненным и наоборот». Раскрывая истинный смысл данного вывода, следует иметь в виду именно главенствующую роль подчиненных.
Руководитель может выполнять свои функции лишь в том случае, если отражает свойства тех объектов (подчиненных), для управления которыми он предназначен. Качества подчиненных частично являются производными от свойств и качеств руководителя. Отсюда следует, что деловые, личностные качества руководителя должны являться ожидаемыми, эталонными свойствами управляемых. В какой-то мере данный вывод утопичен. Но если нет пока возможности достижения идеала, то максимально возможное приближение к нему также является искомым и желаемым.