Одной из главных тенденций развития экономических систем выступает тенденция расширения сфер деятельности, их системная интеграция, которая наиболее рельефно проявилась в концепции глобализации экономики. Глобализация является первопричиной образования структурно сложных экономических систем в виде интегрированных бизнес-групп, таких как корпорации, холдинги, консорциумы, конгломераты, картели, синдикаты, тресты и другие. Наиболее широко распространенными интегрированными бизнес-группами являются финансово-промышленные группы, транснациональные корпорации, международные совместные предприятия.
Анализируя современные тенденции, многие авторы показывают, что глобализация экономики ставит перед правительствами разных стран новые проблемы. Одну из главных проблем они видят в следующем. Современные системы управления корпорациями формировались в тот период, когда поток капитала, товаров и труда через границы имел невысокую интенсивность. В наши дни на международном рынке лидерами становятся эффективные корпорации, для которых государственные границы не являются препятствиями для производства. Разбивая производство на несколько бизнес-стадий, они размещают отдельные стадии с учетом стоимости ресурсов и ставок налогообложения доходов не только в различных регионах одной страны, но и в различных частях мира. Это позволяет повысить эффективность производства, минимизируя издержки и максимизируя прибыль. Оптимальное размещение капитала главным образом определяет траекторию движения инвестиционных потоков и усиливает конкуренцию за их получение не только между компаниями, но и странами. Расширив доступ внешним инвесторам, повысив прозрачность деятельности своих компаний и усилив позиции акционеров, они выходят на международные рынки капиталов, где конкурируют страны, развивающие рыночную экономику - Индия, Бразилия, Греция, страны Восточной Европы, СНГ с развитыми странами - Германией, Италией, Францией, в которых банковский капитал играет более значительную роль, чем акционерный.
Еще один важный аспект глобализации - создание высоко мобильных средних и мелких компаний в виде малых многопрофильных корпораций, оснащенных по стандартам современного электронного офиса. Такие компании являются мало затратными и могут при необходимости быстро разворачивать свою деятельность в разных странах. Таким образом, глобализация создает благоприятные условия для ускорения темпов развития не только крупного, но и мелкого, и среднего бизнеса.
В условиях глобализации особая роль отводится информации. Недостаточная или нечеткая информация может ухудшить стратегическое управление компанией, негативно повлиять на стоимость капитала и привести к ненормальному распределению ресурсов. Пользователи финансовой информации, в том числе и участники рынка, нуждаются в информации о существенных рисках, которые в разумных приделах поддаются прогнозированию. В начале ХХI века ведущие мировые державы реализуют возможности нового мягко утверждающегося глобально-информационного технологического уклада. Они ускорили свое социально-экономическое развитие и сконцентрировали усилия на развертывании информационной экономики. Вместе с тем, как известно, появились и новые проблемы. Быстрый рост и значительное увеличение роли валютных и фондовых рынков «виртуальной» экономики существенно повысил вероятность кризиса финансовой системы отдельных стран мира.
Исследуя иерархические саморегулирующие организации, мы, как правило, имеем дело со сложными процессами, поэтому принципиальным является рассмотрение подобных систем, организация которых предусматривает, во-первых, специализацию, основанную на разделении труда, то есть автономизацию процессов и, во-вторых, кооперацию. Развитые формы кооперации - это простая и сложная. В отличие от простой кооперации как кооперации одинакового труда, характеризующейся «одномоментальностью» действий, сложная кооперация представляет собой кооперацию разделённого труда, различных видов деятельности. Процессы кооперации связаны с формированием моделей рынка. Основными моделями рынка относительно нашего исследования являются 4 классических модели рынка, хотя в литературе можно найти самые разнообразные модели, выделенные в зависимости от цели исследования, которую преследовали авторы.
Первой моделью рынка, описываемой К. Марксом, Ф. Энгельсом, В.И. Лениным, является саморегулируемый свободный рынок. Такой рынок существовал с XV века до конца XIX века, и его особенностью было отсутствие государственных предприятий и участие только частных организаций и корпораций. Второй моделью рынка является монополистический рынок, который сформировался на рубеже XIX-XX веков и характеризовался появлением акционерной собственности путём горизонтальной интеграции крупных предприятий в виде монополистических объединений в одной отрасли. Формами горизонтальной интеграции являлись картели, синдикаты, тресты. Формами вертикальной интеграции - концерны, консорциумы. Третьей моделью рынка стал регулируемый индустриальный рынок, четвёртой моделью - информационный рынок, характеризующийся стратегическим планированием, интеграцией производственных систем, созданием транснациональных корпораций и глобализацией всех процессов в целом. Проведенные исследования позволили нам сделать вывод о том, что эволюция моделей рынка является элементом глобальных эволюционных процессов (Таблица 1).
Таблица 1. Согласование моделей рынка и эволюционных процессов
№ п/п |
Модель рынка |
Эволюционный процесс |
1. |
Свободный саморегулируемый рынок |
Самоорганизация |
2. |
Монополистический рынок |
Децентрализация |
3 |
Индустриальный рынок |
Централизация |
4. |
Информационный рынок |
Самоуправление |
Объединение участников рынка в интегрированные саморегулирующие структуры обеспечит самоорганизацию только в том случае, если все связи в иерархической системе при ее организационном проектировании будут определены правильно и процессы обеспечат устойчивое согласованное движение товарно-материальных, финансовых и информационных потоков в системе. Наиболее распространенным на практике подходом к управлению структурно-сложными саморегулирующими организациями является подход, основанный на принципе рационального сочетания централизации и децентрализации, расширении прав и ответственности лиц, принимающих управленческие решения по автономно функционирующим участникам рынка при одновременном ограничении их свободы выбора на этапе решения задачи стратегического управления.
Правильное межуровневое разделение глобальной задачи управления саморегулирующей организацией позволяет понять, сконструировать и получить систему децентрализованного управления с высоким синергетическим эффектом. Исследования показывают, что свойство целостности системы - эмерджентность, синергетический эффект, гомеостазис возникают не случайно, а в соответствии с системными законами. Это подтверждает высокую значимость теории системной организации. Задача поиска общих закономерностей в процессах эволюционного развития саморегулирующих организаций и методов проектирования устойчивых структур децентрализованного управления - одна из наиболее сложных и актуальных задач научных исследований.
Для того чтобы продвинуться дальше в нашем исследовании, рассмотрим и проанализируем подробно сущность процессов самоорганизации и самоуправления. Мы придерживаемся позиций Э.А. Смирнова, считая процессы самоорганизации и самоуправления естественными процессами, свойственными живой и неживой материи, которые «цивилизация в результате эволюции поставила в подчинение формализованным иерархическим процессам на уровне государственного, муниципального и другого корпоративного управления» [1]. Под самоуправлением будем понимать автономное функционирование социально-экономической системы, реализующей потребность человека и организации к свободе выбора в осуществляемой деятельности. В самоуправлении иерархия подчинения или отсутствует, или слабо выражена в отличие от формализованного управления. Самоуправление предполагает свободу в выборе целей, формировании соответствующих им задач, разработки технологий и методов их решения. При этом данный процесс является элементом демократизации общего управления за счет непосредственного участия членов трудового коллектива в деятельности по разработке текущих и оперативных решений компании, стратегии ее развития и других не менее важных вопросов. Самоуправление компенсирует часть области управления, не охваченную формализованной системой управления, и инициирует развитие не только искусственного (формального) управления, но и организации в целом. «Самоорганизация может рассматриваться и как процесс, и как явление. Как процесс самоорганизация заключается в формировании, поддержании или ликвидации совокупности действий, ведущих к созданию устойчивых производственных и межличностных отношений в коллективе на основе свободного выбора принятых правил и процедур...» [1].
Деятельность лица, принимающего решение (ЛПР), заключается в получении полезного результата управляемого им объекта. Обозначенный нами полезный результат является функцией соединения ресурсов и знаний ЛПР в рамках организационной структуры. Использование потенциальных возможностей ЛПР в значительной степени зависит от внешних условий деятельности управляемого им объекта. На деятельность ЛПР, находящегося в определенной позиции иерархии, оказывают влияние структурные параметры системы управления: порядок подчинения уровней иерархии, обмена информацией и контроля, в зависимости от которых ЛПР открывается разная свобода выбора в принятии решений. Если ЛПР строго ограничено в своих действиях, направленных на реализацию функции системы, то значение степени самоуправления для его деятельности очень мало. Изменение условий деятельности ЛПР может повлечь за собой изменение свободы его выбора, а значит и степени самоуправления в составе общего управления.
При этом возможны следующие четыре случая:
- В случае «стабильности» передача «дефектов» композиции централизации, децентрализации и самоуправления нижнего уровня на верхний уровень подавляется.
- В случае «катастрофы» любой «дефект» композиции централизации, децентрализации и самоуправления приводит к разрушению системы.
- В случае «неустойчивой критичности» равновероятно, что «дефект» композиции будет или подавляться, или нет.
- В случае «самоорганизованной критичности» при фиксированной начальной плотности «дефектов» композиции формальной и неформальной систем плотность дефектов с увеличением уровня стабилизируется.
Рассмотренный нами новый подход к парадигме глобальных эволюционных процессов позволяет выделить циклические этапы развития иерархических систем и соответствующие им процессы изменения власти (Таблица 2).
Таблица 2. Эволюционные процессы и состояние организационной системы
N П/п |
Эволюционный процесс |
Процесс трансформации власти |
Область сценариев поведения организационной системы |
1. |
Самоорганизация |
Революционализация |
Самоорганизованная критичность |
2. |
Децентрализация |
Либерализация |
Катастрофа |
3. |
Централизация |
Авторитаризация |
Неорганизованная критичность |
4. |
Самоуправление |
Демократизация |
Стабильность |
Наиболее конкретным примером согласования выделенных нами циклических этапов эволюции управления и соответствующих им процессов и состояний системы могут стать основные этапы в становлении и развитии русской государственности, так как существование государства как организации всегда приводит к иерархии власти. Как отмечает известный российский политолог А.А. Радугин, «начиная с периода раннеклассовых обществ, государство как форма социальной организации являлось самым распространенным и непосредственно наблюдаемым явлением...» [2].
В процессе перехода к рыночной экономике Россия интенсивно прошла стадию свободной конкуренции, характерной тенденцией которой было дробление крупных производственных объединений и предприятий (процесс самоорганизации). Генетической основой такого процесса является специализация, породившая некоторую обособленность предприятий и превратившая их в первичные производственные ячейки экономической системы (процесс децентрализации). За последние два года стратегии поведения российских компаний кардинальным образом изменились в сторону интенсификации развития интегрированных бизнес-групп и захвата ими новых рынков. Современная российская экономика представляет собой структурно сложную динамическую систему с огромным количеством явных и неявных связей хозяйственных элементов. Согласно определению современного экономического словаря прямые хозяйственные связи предстают как «форма производственных отношений между организациями, предприятиями, реализуемая на основе непосредственных договорных контрактов между участниками, без привлечения государственных, межведомственных и других посреднических структур». Посредством системы хозяйственных связей достигается объединение нескольких бизнес-единиц в единую вертикально-интегрированную бизнес-группу (процесс централизации). В условиях вертикально-интег-рированных бизнес-групп как иерархических организаций хозяйственным связям внутренне присущ планомерный характер образования и действия. Одной из важных проблем рыночной экономики является установление длительных хозяйственных связей по поставкам продукции и укреплению экономически выгодных для предприятия отношений, решать которые необходимо в рамках территориально-организованных систем. Это приведет к эффективному развитию межрегиональных связей.
Интеллектуализация общества и внедрение новых технологий должны обеспечить постоянный и непрерывный рост экономики, устойчивое развитие всех отраслей, и тогда Россия не останется в мировой экономике только поставщиком сырья. Структурные реформы и динамизм экономики позволят в долгосрочной перспективе наблюдать не только экономический рост, но и способствовать снижению инфляции и росту доходов населения только в том случае, если подход к управлению будет системным.
ЛИТЕРАТУРА
- Смирнов Э.А. Теория организации. - М.: ИНФРА-М, 2002.
- Политология / Науч.ред. А.А. Радугин. - 2-е изд. перераб.и доп. - М.: Центр, 2001.
Работа представлена на II научную конференцию с международным участием «Экономические науки. Актуальные проблемы фундаментальных исследований» (Египет, Хургада, 22-29 февраля 2004г.)