Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Одна из составляющих современной политической ситуации в мире - это нарастающая волна межнациональных конфликтов, и особенно так называемая «мусульманская угроза». В связи с этим особенно актуальным становится вопрос о мерах, предпринимаемых правительствами европейских государств, где происходит рост мусульманского (часто не европейского) населения, для стабилизации межэтнических и межконфессиональных отношений.

На рубеже XX-XXI вв. произошли известные перемены в жизни российского сообщества, коснувшиеся, среди прочего, этноконфессиональной политики. Серьезным шагом вперед в развитии правового поля России стало принятие Федерального Закона «О национально-культурной автономии»[1]. Закон определил правовые основы национально-культурной автономии в РФ, создал правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан РФ в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития.

Реализация Закона столкнулась с рядом трудностей. Как отмечал на семинаре «Этнический фактор в федерализации России» 18 января 2000 г. этнолог Д. М. Исхаков (Институт истории АН Татарстана), принятие Государственной Думой федерального закона «О национально-культурной автономии» 22 июня 1996 г. вызвало несколько серьезных последствий. С одной стороны, сторонники жесткой централизации России критиковали как сам принцип национально-культурной автономии (НКА), так и его воплощение в данном конкретном законе, не направленного, как бы они хотели, против национальной государственности[2]. С другой стороны, отдельные организации (НКА), в частности, Федеральная национально-культурная автономия татар (ФНКАТ)[3] выступили в предложением изменить принятый закон в направлении допуска органов национально-культурной автономии к местным органам власти и управления, а также к контролю над расходами в сфере культуры и образования».

Проблемы, возникшие при попытке реализации федерального закона в рамках отдельных субъектов зависели от особенностей развития тех или иных регионов. Поэтому вполне логично, что законопроектный портфель в сфере этнических отношений продолжал пополняться и в Федеральный закон были внесены ряд изменений и дополнений.

В Нижегородской области процессы по созданию культурно-национальных автономий были развернуты вскоре после принятия закона. Проявления национальных движений продолжаются и по настоящее время. Так 7 февраля 2004 года в Соборной мечети Н. Новгорода состоялась учредительная конференция региональной НКА татар Нижегородской области. Общественные объединения «Туган тел» и «Якташлар», созданные энтузиастами - М. Юнисовым и Ф. Вагаповой, стали инициаторами возрождения традиции проведения Сабантуев в городах и районах области, объединили молодые талантливые дарования в коллективы художественной самодеятельности, открыли воскресные школы. В Сергачском районе, населенном преимущественно татарами, издается газета «Туган як», организована научно-изыскательская работа по изучению и пропаганде истории татар в этом крае. За 1990-е годы в области было построено и отреставрировано более 50 мечетей. Некоторые храмы - «Рашида» и мечеть памяти Абдулхамида Садекова, входят в число лучших архитектурных культовых комплексов России. В медресе «Махинур» при Соборной мечети Н. Новгорода организована подготовка кадров для мусульманских общин.

Инициаторами создания Региональной НКАТ Нижегородской области стали представители высшего мусульманского духовенства Нижнего Новгорода и Дзержинска. Представитель Исполкома Всемирного конгресса татар Рустэм Гайнетдинов обратился к главе законодателей области Евгению Люлину «помочь татарам Нижнего Новгорода открыть школу-гимназию элитарного типа, которая могла бы дать миру новых Тукаев и Джалилей, Баталовых и Бигичевых». Особенностью создания РНКАТ Нижегородской области были совместные усилия в этом деле татар-мусульман и татар-представителей светской общественности и избрание лидером РНКАТНО имама. Этот факт указывает на отсутствие серьезных разногласий между руководством Духовного управления мусульман Нижегородской области и лидерами этнических объединений.

Работу национально-культурных объединений Нижегородской области направляет областное Законодательное собрание. Это осуществляется через Совет по национально-культурным вопросам при ЗС НО. Совет по национально-культурным вопросам при ЗС НО был создан в июле 2004 года, в настоящее время в его состав входят 30 национальных общественных объединений региона. Члены Совета принимают участие в обсуждении поступающих в Законодательное Собрание законов, касающихся национально-культурной сферы, помогают национальным общественным объединениям успешно развиваться. К тому же Совет осуществляет конкретную помощь на практике. В частности Совет шефствует над детским домом №5 города Н. Новгорода, в котором воспитываются дети разных национальностей. 15 ноября 2006 года губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, комментируя заявление министра внутренних дел РФ Рашида Нургалиева, сделанное в ходе заседания Госдумы, заявил, что в Нижегородской области отсутствуют проблемы межнационального характера, а вопросы толерантности и межнациональных взаимоотношений «не вызывают опасений».

В ноябре 2006 года в Нижнем Новгороде была создана местная азербайджанская национально-культурная автономия, которая занимается решением вопросов по созданию азербайджанских детских садов, классов по изучению азербайджанского языка, стипендиальной поддержки студентов, изучающих ислам в рамках президентской программы, проблемы регистрации и помощи с трудоустройством, вопросы правовой помощи азербайджанцам, торгующим на открытых торговых площадках города.

22 декабря 2006 года состоялось заседание Совета Местной НКА азербайджанцев Н. Новгорода, на которой власти высоко оценили инициативу азербайджанцев Н. Новгорода, сумевших объединиться под эгидой общественной организации. Поздравить азербайджанцев с Новым годом и Курбан-байрамом пришел на мероприятие и председатель еврейской религиозной общины области Э. М. Чапрак, что в свою очередь говорит о диалоге между различными религиозными конфессиями Н. Новгорода. В заключение с отчетом о проделанной работе выступил лидер азербайджанской общины Нижегородской области З. Ш. Идрисов. В своем обращении он отметил, что «за 3 месяца существования национально-культурной автономии азербайджанцев у общины появилась своя газета «Аль-Хаят». Он также сформулировал планы автономии на 2007 год: «На данный момент уже зарегистрирован Центр адаптации и трудоустройства мигрантов, в ближайшее время, даст Бог, будет решен вопрос о содействии в деятельности этого центра со стороны Управления внутренних дел. Параллельно идет работа над созданием юридической консультации, которая взяла бы на себя решение проблем вновь приезжих, связанных с регистрацией и получением разрешений на работу, проблем предпринимателей, работающих на отрытых торговых площадках города». Н. Новгород становится местом встречи для обсуждения важнейших вопросов этноконфессионального характера, так как в регионе накоплен положительный опыт межконфессионального и межэтнического взаимодействия.

Нижегородская область активно участвует в процессе создания в России гражданского общества. Тот факт, что Россия - многонациональная страна, где люди разных народностей и верований должны быть равны в своих правах, к сожалению, порой забывается, когда дело доходит до практической деятельности. Примером нормального взаимодействия, мирного сосуществования народов России в рамках региона является Нижегородская область. Здесь существует, как правило, реальная, здоровая альтернатива ксенофобным настроениям, стремлению выстроить отношения на почве расового превосходства, нетерпимости.



[1] Федеральный закон «О национально-культурной автономии» //Российская газета. 24.06.1996.

[2] См., например: Представительная власть: мониторинг, анализ, информация. Специальный выпуск. По материалам научной конференции «Многонациональная Россия: история и современность» -
М., 1998. - с. 75-83.

[3] ФНКАТ была создана 20 мая 1998 г. четырьмя региональными НКА татар (Санкт-Петербурга, Свердловской, Саратовской и Ульяновской областей).