В философском осмыслении патриотизма надо исходить из того, что этот феномен нашей духовности тесно связан с национальным сознанием и самосознанием. Национальное сознание отражает довольно сложную и подвижную систему общественных отношений и по своему содержанию многопланово и многоуровнево, тогда как национальное самосознание, как рефлексия мышления над национальным сознанием в строго рационализированной форме фиксирует самое главное - назначение и сущность бытия того или иного этноса или народа. И в качестве сущностных признаков национального самосознания в нем предстают идеи «гражданственности», «государственности», «державности», которые лежат и в основе патриотизма[1]. Следовательно, они составляют проблемное поле теоретической трактовки патриотизма. Не вдаваясь в характеристику каждого из этих составляющих патриотического сознания ограничимся указанием на важность следующих обстоятельств.
Обретение национального сознания и самосознания индивидом происходит в процессе социализации личности и тесно связано с поисками национальной и этнической идентичности. Нам представляется, что патриотическое воспитание индивида должно быть нацелено на обретение им в качестве главного статуса не этнической, а национальной идентичностью, которая в странах с продвинутой демократией совпадает с гражданской идентичностью. Из-за этого, в условиях дагестанской или российской действительности осмысление содержания и сущности патриотизма крайне затруднено. Усложняется проблема и из-за неразвитости основных принципов гражданского общества, отсутствия гражданской нации. Не оправдавшие себя даже в развитых странах Запада мультикультурализм и мультиидентичность в современной России и Дагестане не представляются для нас перспективной политикой. Поэтому основные теоретические проблемы патриотизма увязаны с соответствующими теоретическими вопросами становления гражданских обществ в российских регионах, а практическое решение общественно-политической задачи патриотического воспитания молодежи оказывается в непосредственной зависимости от успехов движения социума к гражданскому обществу и к гражданской нации. При этом, по возможности, должны быть учтены и новые обстоятельства эпохи глобализации и информационного постиндустиального общества.
Как известно, существует специальная федеральная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы». Сегодня можно говорить об опыте ее реализации как по России в целом, так и в отдельных ее регионах. В Дагестане была разработана и утверждена своеобразная подпрограмма этой федеральной программы: «Патриотическое воспитание учащихся образовательных учреждений в Республике Дагестан на 2007-2009 годы». Упор в ней делался на освоение культурного наследия подрастающим поколением, которое предстает началом становления его патриотического мировоззрения. Это освоение было в Дагестане практически реализуется как целенаправленное образование и процесс духовного воспитания учащихся и студентов специально организованной для этой цели системой учебных занятий, массовых акций, ритуалов, обрядов и т.п. При этом имелось в виду, что патриотическое воспитание не только невозможно без сохранения специфических национальных традиций, но оно должно быть обращено также и в будущее.
Примечательны в этой связи ключевые пункты и мероприятия последней программы. Здесь и республиканский этап конкурса проектов на лучшую организацию работы педагогов по патриотическому воспитанию «Растим патриотов России», и конкурс на лучший музей боевой славы в образовательных учреждениях, и конкурс на лучшую научно-исследовательскую работу юных историков и краеведов. Тысячи учащихся вовлечены в военно-спортивные игры и соревнования «К защите Родины готов», «Зарница», «Шаг к победе» и т.п. Активизируется работа с призывной молодежью - проводятся традиционные «День призывника», торжественные проводы в армию, развивается кадетская форма обучения и воспитания молодежи. Особое место в патриотическом воспитании молодежи занимает деятельность ветеранов и ветеранских организаций. Их усилиями организуются чествование Героев Советского Союза и Героев России, осуществляется присвоение их имен отличившимся в патриотическом воспитании учащихся образовательным учреждениям. Заслуживает внимания опыт работы республиканского телевизионного отряда краеведов-следопытов, членов которого объединяет любовь к родной земле и готовность ее защищать. В республике издаются тома Книги памяти «Солдаты Отечества».
Особо выделяется в патриотическом воспитании подрастающего поколения Дагестана деятельность Федерации детских и подростковых организаций РД, возглавляемой автором этих строк. Федерация объединяет более 200 тысяч детей и подростков. По ее инициативе в 2007 году принят закон «Об утверждении республиканской целевой программы «Государственная поддержка развития детских и общественных объединений Республики Дагестан (2008-2010 годы)». Мы рассматриваем детское движение как начальную ступень демократии, исток гражданственности, творческого самодеятельного потенциала общества. Именно они объединяют наиболее перспективную в социально-экономическом и политическом отношении часть населения; противостоят агрессивному наступлению суррогатной массовой культуры; пропагандируют веру в общественные идеалы; являются источником социальных инициатив; способствуют распространению современных технологий социальной работы с юношеством; выступают экспериментальной площадкойв области воспитания и социальной политики[2].
Одновременно в республике формируется Концепция патриотического воспитания граждан Республики Дагестан, продолжается создание системы патриотического воспитания детей и молодежи, есть существенные сдвиги по развитию научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания. В этой связи следует отметить, что разработанная в Дагестанском государственном педагогическом университете научная теория воспитания граждан в духе патриотизма и дружбы народом преподается в настоящее время более чем в 60 вузах России и стала основой создания Министерством образования и науки РФ Межвузовского центра воспитания культуры межнационального общения.
Хотелось бы обратить внимание еще вот на что. В подобной совместной политике федеральной и региональной власти государство призвано выполнять функции не столько запретительные, сколько созидательно и политически консолидирующие. Федеральная власть должна отойти от задачи удержания ситуации и перейти к задаче модернизационного развития республики - на смелое системное изменение экономической, социально-политической ситуации через политические институты власти, законные и гласные процедуры. Должны быть сформулированы базовые стратегические направления и положения во всех сферах общественной жизни, отталкиваясь от которых можно прийти к целостной общенациональной идее, выражающей с учетом менталитета народа волю и России, и Дагестана, и других регионов свободно творить собственную перспективу и дальнейшую свою судьбу. Как известно, государственная общественная идеология есть конкретно-историческое развертывание и проявление данной идеи. Причем, эти идея и идеология - основа не только духовной жизни, но и социальных и политических преобразований, в особенности - экономических, поскольку здоровый и крепкий патриотизм не может основываться на слабой экономике и слабой политике.
Таковы, на наш взгляд, основные теоретические и практические вопросы патриотического воспитания граждан, если их рассмотреть под углом зрения некоторых реалий республики Дагестан.[1] Билалов М.И. Понятийное содержание дагестанского патриотизма // Патриотическое воспитание студентов - важнейшая задача вузов. Махачкала, 2002. С. 35-38.
[2] См. об этом: Халимбекова М.Х. Роль детских общественных объединений в гражданско-патриотическом становлении подрастающего поколения // Взаимодействия государства и гражданских институтов в патриотическом воспитании детей и молодежи. Материалы Республиканской научно-практической конференции. 18 декабря 2007 г. Махачкала, 2008. С.69-75.