Изучали показатели функционального состояния сердечно-сосудистой системы (ССС) перед началом и в конце занятий в динамике недели сразу после каникул и в конце семестра перед началом экзаменационной сессии. Работу проводили в условиях естественного гигиенического эксперимента. Объектом исследований были 14 студенток медицинского колледжа в возрасте 17-19 лет, признанных по результатам медицинских осмотров здоровыми.
Оценивали частоту сердечных сокращений (ЧСС), систолическое и диастолическое артериальное давление (САД и ДАД), пульсовое и среднединамическое давление (ПД и СДД), вегетативный индекс Кердо (ВИК), адаптационный потенциал (АП), тип саморегуляции кровообращения (ТСК) и коэффициент экономичности кровообращения (КЭК). Полученные данные обрабатывали методом вариационной статистики с расчетом среднего значения и его ошибки.
Показатели ЧСС носили фазовый характер и перед экзаменационной сессией были выше, чем в начале семестра как до, так и после занятий, что, видимо, свидетельствует о развивающемся утомлении.
Изменения САД в начале семестра были незначительными, что отражает достаточно консервативный характер показателя в молодом возрасте. Вместе с тем, различие величин САД сразу после каникул и перед экзаменационной сессией в конце занятий в первый и последний день учебной недели были статистически достоверными.
Динамика ДАД в течение недели в начале семестра и перед экзаменами характеризовалась тенденциями, свидетельствующими о негативном характере его изменений, особенно при завершении учебного дня в конце семестра.
Выявлено ухудшение значений ПД и их достоверное различие в градиенте начало-окончание семестра, в особенности в конце занятий. Некоторые величины ПД в конце семестра несколько выходили за рамки возрастной нормы, что может свидетельствовать о снижении резервных возможностей механизмов гемодинамики.
Отмечен неодинаковый характер динамики СДД при его сравнении в начале и конце семестра. Изменение показателя между началом и концом занятий перед экзаменационной сессией было существенным и статистически достоверным. Учитывая весьма консервативный характер СДД, выраженные его изменения в конце учебного семестра являются достаточно тревожным признаком наличия напряжения механизмов гемодинамики на фоне развивающегося утомления.
ВИК характеризовался нестабильностью в рамках преобладания симпатических влияний. Сразу после каникул показатель носил волнообразный характер, особенно выраженный к концу занятий середине недели. Перед сессией этот показатель был ещё более нестабиль-ным, однако с отчетливой тенденцией снижения выраженности симпатического компонента, что, как нам представляется, свидетельствует о напряжении резервов симпатической иннервации ССС к концу учебного семестра.
Значения индекса АП свидетельствовали об удовлетворительном состоянии адаптационных резервов кардиогемодинамики студенток на протяжении всего семестра. Вместе с тем, наибольший интерес представляли данные индекса АП перед началом сессии в конце занятий. Они характеризовались отчетливой динамикой повышения величины индекса АП, что (несмотря на удовлетворительное в целом состояние адаптации) явно указывает на тенденцию к снижению адаптационных резервов студенток к концу семестра.
При анализе динамики ТСК ни в одном из случаев не был выявлен сосудистый тип саморегуляции кровообращения. В наших исследованиях были выявлены два ТСК: сердечно-сосудистый и сердечный. Изменения ТСК как в начале, так и в конце семестра в динамике учебной недели носили волнообразный характер, имели разное количественное выражение и в ряде случаев разнонаправленный характер. В конце семестра у студенток преобладал сердечный (наименее оптимальный) тип саморегуляции кровообращения.
Важным комплексным показателем состояния сердечно-сосудистой системы является КЭК. Анализ динамики КЭК достаточно наглядно показал состояние адаптационных механизмов экономичности системы кровообращения у студенток в ходе семестра. Если в начале семестра экономичность работы сердечно-сосудистой системы ухудшалась в основном только к концу занятий, то в конце семестра перед экзаменами цифровые значения показателя на протяжении всей недели находились выше границ нормы, что характеризовало напряжение адаптационных механизмов, ответственных за экономичность работы системы кровообращения.
В целом, изучение функционального состояния сердечно-сосудистой системы студенток колледжа и анализ основных её показателей в динамике учебного дня, недели и семестра, а также ряда комплексных индексов дееспособности системы кровообращения, выявило особенности реакции гемокардиодинамики на учебные нагрузки, которая свидетельствовала об истощении адаптационных резервов, о накопленном утомлении к концу семестра и необходимости совершенствования организации учебного процесса.