Изучали эффекты монохимиотерапии
5-фторурацилом (5-ФУ) у 7 больных колоректельным раком (КРР), а также проявления патоморфоза КРР при проведении полихимиотерапии 5-ФУ + метотрексатом у 9 больных и, кроме того, при применении 5-ФУ + лейковорина у 57 больных.
Всем больным КРР провели 5-дневный курс лимфотропной химиотерапии (ЛХТ). Разовая доза для 5-ФУ составляла 13 мг/кг массы тела, для метотрексата - 20 мг/кг, для лейковорина - 0,6 мг/кг. Через 15 дней после окончания курса ЛХТ больным была проведена радикальная брюшно-промежностная экстирпация прямой кишки. В операционном материале исследовали проявления лекарственного патоморфоза. Исходную гистологическую структуру КРР определяли в биопсийном материале, взятом у этих же больных до проведения ЛХТ. Гистологические срезы окрашивали гематоксилином и эозином. Также применили гистохимические окраски: альдегид-фуксином - хромотропом - анилиновым синим, альциановым синим - нейтральным красным, метиловым зеленым - пиронином. Морфологически проводили комплексную оценку проявлений лекарственного патоморфоза и оценивали отрицательные эффекты изучаемых видов ЛХТ.
Последствия деструктивных изменений раковой ткани оценивали по критерию сокращения площади, занятой раковой паренхимой, а также по наличию кистозных образований и полей фиброза на месте погибшей опухолевой ткани. Отмечали регрессивные изменения в опухоли в виде развития атрофии раковых клеток, ликвидации проявлений инфильтрирующего роста в периферических участках опухолевых разрастаний и купирование явлений отека в перитуморозных тканях. С помощью измерительной сетки Г.Г.Автандилова определяли процентную долю площади гистопрепарата, занятую раковой паренхимой. Количество апоптозных ядер подсчитывали на 1000 раковых клеток и выражали в промилле. Цифровые результаты исследования обработали статистически.
Нами установлено, что наиболее подвержены лекарственному патоморфозу умеренно- и низкодифференцированные аденокарциномы и в меньшей степени недифференцированные раки. При монохимиотерапии 5-ФУ морфологические проявления патоморфоза были менее выражены по сравнению с эффектом полихимиотерапии
5-ФУ и метотрексатом. Однако использование
5-ФУ в сочетании с метотрексатом часто приводило к развитию тяжелой миелосупрессии, что нами было отмечено в 8 из 9 случаев. Это послужило поводом к отказу от этого вида химиотерапии, которому мы предпочли схему Мейо, т.е. стали применять 5-ФУ с лейковорином. Известно, что лейковорин относится к средствам, предложенным для коррекции побочных эффектов противоопухолевой терапии. Он является антидотом антагонистов фолиевой кислоты. При сочетанном применении 5-ФУ с лейковорином лекарственный патоморфоз хотя и проявлялся несколько слабее, но не наблюдалось развития выраженой миелосупрессии, отрицательно влияющей на иммунологический статус организма.
В результате проведенного курса ЛХТ
5-ФУ в сочетании с лейковорином в опухолевой ткани определялись участки очагового опустошения паренхимы из-за ее деструкции с формированием кист, в просвете которых выявлялся клеточный детрит и слизистые массы. Вокруг сохранившихся структур раковой паренхимы наблюдалось разрастание фиброзной ткани. Отсутствовали проявления инфильтрирующего опухолевого роста в виде наличия жизнеспособных раковых клеток или их комплексов за пределами инкапсулированных гнезд опухолевой ткани. Там же ликвидировались явления отека. В целом в аденокарциномах достоверно сократилась площадь, занятая паренхимой опухоли, с 66±3% до 49±4% (р<0,001).
В пределах инкапсулированных гнезд раковой ткани, наряду с атрофически измененными раковыми клетками, наблюдалась тенденция к солидизации опухолевых структур. Возросло разнообразие в интенсивности окраски ядер, в их форме и величине. Значительно увеличилась численность раковых клеток с крупными светлыми ядрами с конденсированным в виде глыбок у ядерной мембраны хроматином, что явилось выражением включения механизма гибели клеток путем апоптоза. Численность апоптозных ядер возросла до 16±2‰ против 10±1‰ в интактных опухолях (р<0,001). Заметно снизилась базофилия и пиронинофилия цитоплазмы раковых клеток, что отражало резкое падение их белковосинтезирующей функции. Численность нормальных и патологических митозов сократилась на 12%.
Таким образом, морфологическое исследование позволило установить факт уменьшения объема раковой опухоли за счет частичной гибели ее паренхимы. Наблюдалось обрастание соединительной тканью сохранившихся участков опухоли по типу их инкапсуляции, что отграничивало раковые клетки от сосудистого русла. Гибель раковых клеток на периферии опухоли в зоне ее инфильтративного роста означает ликвидацию важного гистологического признака злокачественности - инвазивного роста, чем может быть объяснено отсутствие рецидивирования рака после оперативного удаления опухоли.