Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Кардинальные преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества, требуют коренной перестройки системы практического психологического обслуживания населения. Возникают новые направления и практики, реализующие оздоровительные задачи. В их число входят дыхательные психотехнологии, вызывающие расширенные, измененные состояния сознания - ребефинг, вайвейшн, холотропное дыхание, свободное дыхание. Однако, многие из технологий, вызывающих измененные состояния сознания, не имеют достаточного научного осмысления. Часто малоизвестно, каким образом та или иная техника воздействует на клиента или на группу клиентов, каковы ожидаемые результаты. Особенно это касается тех психотехнологий, которые используют естественное связное дыхание для вхождения в расширенные состояния сознания.

Все больше людей привлекает возможность обнаружения и развития скрытых возможностей, выходящих за рамки наличных культурных норм, выйти за границы обычных представлений о себе и мире. Однако дыхательные техники, обеспечивающие эмпирический доступ к бессознательному, прежде всего, активизируют органы чувств. В результате этого для многих людей глубокое самоисследование начинается с различных неспецифических сенсорных переживаний, затрудняющих прохождение техники. У людей появляется напряжение, страх, состояние паники от отсутствия понимания того, что происходит. Эти психосоматические проявления представляют собой сенсорный барьер, который необходимо преодолеть, перед началом путешествия вглубь психики.

Цель настоящего исследования: изучить сдвиги в сенсорной сфере при продолжительном связном дыхании. В исследовании приняли участие 67 человек, студенты-психологи 1-2 курса одного из тольяттинских вузов. Таким образом, выборка составлена из двух полных реальных студенческих групп, юношей и девушек, в возрасте от 17 до 22 лет.

В дыхательных сессиях измененные состояния сознания вызываются с помощью комбинации весьма простых средств: глубокого и ускоренного дыхания (связное дыхание), побуждающей музыки и техники работы с телом, которая помогает освободить биоэнергетические блоки. Процесс связного дыхания обладает такими качествами, как осознанность, контролируемость, управляемость, присутствие воли, намерение и возможность в любой момент времени возвращения в обычное состояния сознания.

Физические проявления, которые развиваются во время «непривычного» для человека, ускоренного дыхания в различных областях тела, не являются простыми физиологическими реакциями на гипервентиляцию. Они образуют комплексную психосоматическую структуру и обычно имеют для людей специфическое физиологическое значение. Иногда они представляют интенсифицированную версию напряжений и боли, которых человек знает из повседневной жизни, или хронические проблемы, такие как симптомы, которые проявляются во время эмоционального и физического стресса, голодания, нехватки сна, болезни, употребления алкоголя и наркотиков. В любом случае состояние гипервентиляции не приносит вреда. Более того, когда дышащий проходит через спазматическую фазу, он учится, как в этот момент расслабляться и останавливать приступ гипервентиляции.

Сдвиги в сенсорной сфере при гипервентиляции в первую очередь проявляются в формировании характерных субъективных ощущений и симптомов, отличающихся чрезвычайным многообразием, полиморфностью и полисистемностью, а иногда настолько необычных, что они полностью дезориентируют и тренера, и участника тренинга дыхательных психотехнологий. В литературе принято говорить о гипервентиляционном синдроме (ГВС) как о комплексе специфических симптомов, развивающихся вследствие избыточной вентиляции легких. Описание субъективных ощущений и клинических проявлений ГВС, а также попытки определенным образом классифицировать симптоматику синдрома гипервентиляции предпринимались различными авторами (А.К.Кочетов, 1967; М.И.Левашов, 1984; В.Б.Малкин с соавт., 1990; G.Weimann, 1976; J.C.Missri et al., 1978). Однако в клинических условиях диагностика ГВС очень сложна, так как часто на клинические проявления гипервентиляционных нарушений наслаиваются симптомы невроза, различных соматических заболеваний, сопутствующих ГВС или явившихся его непосредственной причиной (Ф.И.Комаров с соавт., 1979; В.Н.Абросимов, 1990; J.M.Pfeffer, 1978). Поэтому чрезвычайно важным представляется более четкое выделение в условиях моделирования симптомов, вызванных непосредственно избыточной вентиляцией легких, изучение динамики субъективных ощущений в процессе продолжительной произвольной гипервентиляции, проведение количественного анализа сенсорных сдвигов на модели гипервентиляционных состояний.

Организация и результаты исследования

В условиях продолжительного связного дыхания (30 минут) нами проведено подробное исследование субъективных ощущений у 67 испытуемых. Были собраны письменные отчеты участников тренинга, в которых они описали свои чувства и переживания во время сеанса связного дыхания, при этом обращалось внимание на время манифестации признаков, индивидуальные особенности их проявлений, динамику выраженности ощущений и смену симптомов в процессе проведения сеанса.

Первые жалобы в виде ощущения сухости во рту (у 51% обследуемых) и чувство першения в горле, желание чихать (у 15% обследуемых) были зарегистрированы на 3-5 минуте исследования. В целом в первые 5 -7 минут интенсивного дыхания подавляющее большинство обследуемых оценивали свое самочувствие как «удовлетворительное». Значительное ухудшение самочувствия отмечали испытуемые уже на 6-8 минуте с момента начала проведения сеанса дыхания. В этот период кроме перечисленных выше симптомов регистрировались шум и звон в ушах в 21% случаев, головокружение, онемение конечностей в 100% случаев и другие ощущения, обусловленные нарушениями мозгового кровообращения: головная боль, сдавливание висков, пульсация в височной области, тяжесть в голове у 36% обследуемых. В течение следующих 2-3 минут наблюдалось относительное уменьшение выраженности перечисленных симптомов и субъективная адаптация общего самочувствия испытуемых. У значительной части испытуемых наблюдалась задержка дыхания. В этот промежуток времени у 36% испытуемых регистрировались яркие блики, цветовые пятна, световые вспышки. На 10-15 минуте связного дыхания появилось ощущение сдавливания тела у 72% обследуемых (напряжение в области шеи - 7%, напряжение грудной клетки - 15%, напряжение нижней части живота - 7%, напряжение челюстных мышц - 15%, напряжение ног - 43%). Данные симптомы сопровождались у многих испытуемых ощущением заложенности, звона в ушах (22%), появилось нежелание поддерживать интенсивное дыхание у 18% обследуемых. В 21% случаев, начиная с 16-18 минуты сеанса, наблюдалась смена температуры тела обследуемых, обильное потовыделение (из отчетов участников - «то холодно, то жарко...», «сначала теплые волны, затем холодные»). В 15% случаев такие симптомы периодически возникали до конца сеанса. На 20-25-й минуте у 21% испытуемых наблюдался зуд лица, тела, тремор конечностей (36%), ощущение тяжести, слабости, головокружение у 70% обследуемых.

На протяжении всего сеанса связного дыхания наблюдалось изменение психических состояний обследуемых:

  • на 3-5 мин - страх, тревога в 51% случаев, скука (монотония) - 21%, спокойствие - 30%;
  • на 6-8 мин - страх, тревога у 80% испытуемых, релаксация (30%), безразличие (21%), чувство «удаленности» (21%);
  • на 10-15 мин - глубокий сон («нулевое состояние сознания» по В.В.Козлову, воспоминания отсутствуют) - 15%, радость - 7%, состояние пресыщенности - 17%, релаксация - 39%, спокойствие - 22%;
  • на 16-18 мин - релаксация - 52%, скука (монотония) - 21%;
  • на 20-25 мин - спокойствие, релаксация - 78%, слабость, утомление - 70%.

В первые 10 минут сеанса дыхания сопровождаются появлением интенсивных сенсорных переживаний, вызывающих нарастание тревожности, страха у обследуемых. К 15 минуте происходит появление и впоследствии плавное нарастание состояния покоя, умиротворенности, легкости, в некоторых случаях граничащее с состоянием монотонии. И в завершении сеанса превалирует состояние полного покоя, релаксации и утомления.

Анализ субъективных ощущений испытуемых после сеанса дыхания выявил следующую динамику симптомов: на 1-ой минуте у 42% испытуемых исчез тремор конечностей, постепенно, ко 2-3 минуте уходило онемение конечностей у 70% обследуемых. В последнюю очередь от онемения освобождались кончики пальцев рук и ног. Головокружение, шум, заложенность в ушах исчезли к концу 5-ой минуты у 85%. Слабость, утомление, тяжесть у 70% обследуемых сохранялись еще 10-15 минут после сеанса дыхания.

Итак, проведенный анализ субъективных ощущений, сдвигов в сенсорной сфере при продолжительном связном дыхании, позволил выявить характер, выраженность и динамику субъективных переживаний: однонаправленность и четкая последовательность смены специфических субъективных ощущений и симптомов и фазовый, волнообразный характер развития комплекса ощущений и симптомов. Развитие измененных состояний сознания сопровождается значительными нарушениями функций зрительной и слуховой сенсорных систем, снижением психомоторной работоспособности.

Мы предполагаем, что успешность проведения и освоения, результативность дыхательных техник зависит от нескольких элементов:

  • Психодиагностика. Учет психического состояния и темпераментных особенностей клиентов в подборе дыхательных техник и техник расслабления в начале сеанса дыхания;
  • Информированность клиентов. Знание возможных переживаний, ощущений, состояний в разных глубинах измененных состояний сознания позволяет избавиться от страха, сохранить беспристрастность;
  • Систематичность занятий позволяет выработать тренированность, необходимую концентрацию внимания и осознание;
  • Дозированность по времени, наличие перерывов. Постепенное увеличение времени связного дыхания обеспечивает более легкое, плавное освоение техники.

Проведение сеанса продолжительного связного дыхания может быть рекомендовано в качестве тренировки для повышения устойчивости организма, развития компенсаторно-приспособительных реакций. Представляется важным учет восстановительного периода после продолжительного связного дыхания при включении дыхательных тренировок в распорядок трудовых или ученических коллективов.