Мир обретает для нас смысл в процессе его исследования. В нем нет места таким крайностям, как окончательная завершенность и совершенно случайные блуждания по жизненным просторам. Мир предстает перед нами чередою сменяющих друг друга проблемных ситуаций, снова и снова требующих разрешения.
Проблема взаимоотношений природы и человека волновала таких выдающихся ученых как И. М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.Е. Введенский, А.А. Ухтомский, П.К.Анохин и другие. Ими было доказано, что организм не может существовать вне взаимодействия с окружающей средой. При кажущемся преобладании в жизни случайных явлений, воздействующих на организм, развитие его подчиняется общим закономерностям.
Определение этих закономерностей позволяет выявить патологию и норму реагирования организма человека на изменение внешней среды и правильно управлять самой средой в зависимости от потребностей, т.е. выбирать форму оптимального взаимодействия генетических структур с окружающим нас миром.
Вся картина мира, сознаваемая человеком, представляет собой результат бесчисленных преобразований, поэтому поиск законов природы есть поиск теоретико-групповой инвариантности и симметрии (определение стабильных черт явлений). Спонтанное нарушение степени симметричности возможно только в том случае, если система активно взаимодействует с окружающей средой, иными словами, если она является открытой. Нормальное состояние открытой системы позволяет ей приспособиться к внешней среде и нормально функционировать в ней, т.е. жить.
Если исходить из представления, что построение мира симметрично, то приспособление живого к условиям среды является признаком асимметрии. Симметрия позволяет вскрыть закономерности, лежащие в основе законов сохранения, асимметрия же - законов взаимодействия. Поэтому одним из перспективных подходов к изучению сложных динамических подходов, к которым относится и человек является системно-симметрическим[6].
С точки зрения единства симметрии-асимметрии особый интерес представляет изучение человека, т.к. не в одном животном, стоящем ниже человека на эволюционной лестнице, не встретишь такого расхождения функций, асимметрии симметричных сторон тела. Зеркальная симметрия правой и левой сторон тела нарушается праворукостью, сопряженной с расхождением функций сенсомоторных областей полушарий. Но более загадочной, является анатомическая симметрия левого и правого полушарий мозга при резкой асимметрии в их деятельности.
Исследования, проведенные Т.В. Ахутиной (1998), И.Ю. Варвулевой (2000) и др., убедительно доказывают существование правополушарной и левополушарной стратегии мышления, резкое неравенство полушарий в обеспечении психической деятельности[2].
Следует отметить, что многие авторы, которые занимались изучением взаимопереходов симметрии в асимметрию и наоборот считают, что симметрия первична (так как в ее основе лежит приспособление организма к наиболее благоприятному способу существования), а асимметрия имеет вторичный характер, связанный с совершенствованием способов существования в процессе жизнедеятельности.
Важным признаков асимметрии человека является неравнозначность к восприятию потоков сенсорной информации. 90% всей информации из окружающей среды воспринимается с помощью глаз. К одной из функций зрительного анализатора, рассматриваемой в аспекте межполушарных отношений, относится бинокулярное зрение. Суворова В.В., Матова М.А., Туровская З.Г. (1988) считают, что в бинокулярном зрении участие обоих глаз неодинаково. Каждая монокулярная система автономна до тех пор, пока ее активность не противоречит активности общего сенсорного регулятора; тогда активность одной из монокулярных систем может подавляться.
Функциональная асимметрия в зрительном восприятии носит универсальный характер: глаз, обеспечивающий перцептивные процессы является ведущим и в другой функции бинокулярного зрения - при бификсации объекта в пространстве. Локализация объекта в пространстве или бификсация осуществляется в большинстве случаев при ведущем значении одного, чаще правого глаза[5].
В результате нашего исследования детей 5-летнего возраста, нами было выявлено, что в мимических движениях, например, при подмигивании легче закрывается неведущий глаз: 67% легче закрывали неведущий глаз, одинаково легко закрывали оба глаза 23%, ведущий глаз - 10%. Полученные результаты свидетельствуют, что даже такая стабильная асимметрия, которая имеет место при бификсации объекта в пространстве, в определенных условиях меняет свой знак. Так, при проведении пробы Розенбаха в традиционных условиях у испытуемых, имевших ведущий левый глаз приближение фиксируемого объекта с расстояния вытянутой руки 25-30 см. от глаз обуславливала замену левого ведущего глаза на правый. Причины этого факта пока не ясны, но, по мнению К.Д. Чермита, они кроются в вариантах взаимоотношений центрального и периферического зрения при формировании перцептивных и репродуктивных образов[6].
В ходе проведения теста «Рассматривание в подзорную трубу» было установлено, что у дошкольников пяти лет, ведущий правый глаз имеют 86%, левый-14%. Проба «Дырка в карте», где испытуемый фиксирует предмет через небольшое отверстие в листе бумаги является нецелесообразным для детей 5-летнего возраста, т. к. они не могут определить исчезновение предмета из поля зрения.
Анализ литературных данных позволяет утверждать, что работ по изучению остроты зрения детей различного возраста много, но они отличаются фрагментарностью и большим разбросом средних величин показателей остроты зрения. Острота зрения у детей с нормальной рефракцией увеличивается с возрастом. У обследованной нами возрастной категории детей острота зрения приближается к норме, вследствие того, что не происходит увеличения нагрузки на зрительные анализаторы.
Анализируя в целом результаты проведенных нами исследований, следует заключить, что из общего числа обследованных детей и у мальчиков и у девочек 57% составляет группа детей с правым ведущим глазом, 10% - с левым, у 33% ведущий глаз не выявлен.
В моторике зрения, когда ребенок исследует окружающие предметы, его глаза и глазные мышцы находятся в постоянном движении. Наше зрение работает наиболее эффективно, если глаза активно двигаются, воспринимают сенсорную информацию из окружающей среды. Когда они перестают двигаться, то не воспринимают информацию, и ее обработка происходит в мозге. Когда мы, неподвижно смотрим на что-то, то не воспринимаем окружающее. В ситуации активного обучения внешние мышцы глаз постоянно двигают глаза вверх и вниз, из стороны в сторону и по кругу. Внутренние мышцы глаза сужают или расширяют зрачки, приспосабливая их к освещению, а цилиарные мышцы хрусталика уплощают или утолщают его в зависимости от расстояния [7].
В дошкольный период трехмерное и периферическое зрение позволяет ребенку учиться с помощью окружающей среды. Эти виды зрения интегрируют зрительные образы с кинестическими, позволяя воспринимать формы объектов, движение естественных форм и ориентировку в пространстве. Когда детей начинают обучать письму и чтению от них ожидают, что они быстро разовьют ямочный фокус и смогут рассматривать близко расположенные двухмерные печатные страницы. Развитие ямочного фокуса необходимо для того, чтобы видеть мелкие, статичные, двухмерные буквы на странице. Переход к такой фокусировке от трехмерного периферического зрения происходит внезапно для ребенка и во многих случаях является не естественным.
Развитие тонкой моторики глаз облегчает восприятие информации и указывает на физиологическую причину того, что обучение чтению не следует начинать до семи лет, а еще лучше до восьми.
Движение глаз является как внутренним стимулом, так и физиологическим проявлением некоторых видов когнитивной переработки. У людей зрительной восприятие является ключом к пониманию происходящего. При нарушении связи между зрительным восприятием и банком зрительной памяти, движения глаз становятся не эффективными. Движения обеспечивают стимуляцию, заставляют глаза функционировать.
Изучение регистрации движения глаз, в которой экспериментатор устанавливает контакт и задает вопрос испытуемому позволило выявить, что взгляд в ответ на вопрос направляется в сторону ведущего глаза. В тесте на выявление особенностей мышц неведущего глаза у 57% детей, имевших правый ведущий глаз обнаружены горизонтальные колебательные движения приведения и отведения неведущего глаза.
Таким образом, наши исследования, полученные при изучении формирования асимметрии зрительного восприятия и моторики глаз подтверждают предположения Литинского Г.А.(1929), Ананьева Б.Г.(1964), что у одного и того же человека ведущее значение приобретает то один, то другой глаз, в зависимости от внешних условий, которые определяют характер парной работы больших полушарий головного мозга.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Ананьев Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей/ Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. - М., 1964.
- Ахутина Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе // 1-я Международная конференция памяти
А.Р. Лурия / Под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной. М., 1998. С.201 - 208. - Брагина Н.Н. Функциональные асимметрии человека/ Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова.-М., 1988.-220с.
- Литинский Г.А. Функциональная асимметрия глаз // Русский офтальмологический журнал. - 1929. Т.9. - №4. С.10-14.
- Суворова В.В. Асимметрия зрительного восприятия / В.В. Суворова, М.А. Матова,
З.Г. Туровская. - М., 1988. - 182с. - Чермит К.Д. Симметрия, гармония, адаптация/ К.Д. Чермит, Е.К. Аганянц. - Ростов-на-Дону, 2006.-303с.
- Шанина Г.Е. Межполушарные взаимодействия и способы их двигательной латеральной коррекции в детско-юношеском возрасте /
Г.Е. Шанина. - М., 2001. - 121с.