Современный мир характеризуется набирающими силу процессами глобализации и интеграции. Изменения, происходящие в стране в области политики, экономики, социальных отношений, вызывают, в свою очередь, рост национального самосознания этносов, стремление народов сохранить свою самобытность и уникальность. Так, к середине 70-х годов в бывшем полиэтническом СССР начинает развиваться тяготение народов и народностей к своим нравственным идеалам и интересам, традициям, обычаям, обрядам, языку, фольклору, к территории проживания, государственности.
Усиление этничности наряду с положительными характеризуется и отрицательными результатами. В условиях снижения нравственного уровня общества, социально-экономических кризисов и политических напряжений, характерных для 80-х и 90-х годов, появилась определенная тенденция межэтнического расслоения, которая зачастую переходит в национальную нетерпимость.
Многонациональность России находит отражение в многонациональности армии, что требует изучения психологии народов (народностей), проживающих на территории России, и учета этой психологии на всех уровнях военного управления.
Профилактика противоречий на межэтнической основе определяется в требованиях руководящих документов по укреплению воинской дисциплины как одно из приоритетных направлений.
В связи с этим актуальным является формирование этнической толерантности, как базового принципа межнациональных отношений и, соответственно, совершенствование этнопсихологической подготовки курсантов и офицеров Российской армии. Данная проблема имеет два аспекта.
Во-первых, попадая в военный вуз, большинство курсантов впервые в своей жизни вливаются в многонациональный коллектив и вступают в постоянное общение с представителями других национальностей, получают первый опыт тесного межнационального взаимодействия. При этом возрастная потребность в самореализации, совпадает по времени с национальной самоидентификацией. Юноши разных национальностей оказываются плечом к плечу друг с другом, и отношения между ними характеризуются по-разному: чаще положительными, иногда безразличными, а порой недружелюбными и даже пренебрежительными. Соответственно, и курсанты, и офицеры оказываются перед необходимостью этнотолерантного, терпимого восприятия такого социума, поскольку в современных условиях традиционный способ утверждения своей культуры, религиозных воззрений с позиции силы становится все менее приемлемым.
Во-вторых, офицерское звено, являясь элитарной составляющей армии, призвано и способно оказывать непосредственное и наиболее действенное влияние на морально-психологическую обстановку в различных воинских подразделениях. Необходимость решения непростых задач по формированию дружественных, гуманистических отношений в воинском коллективе, развитию этнической толерантности военнослужащего, воспитанию культуры межнационального общения у будущих офицеров определяет особую актуальность предъявляемых к выпускнику военного вуза требований. Так, современный выпускник военного вуза должен обладать культурой межнационального общения, уметь сплачивать личный состав, укреплять дружбу между воинами разных национальностей, обеспечивать учет и уважение их национальных чувств, традиций и обычаев.
Исходя из вышесказанного следует, что этнопсихологические знания нужны на всех уровнях военного управления. Отсюда возникает проблема расширения и обновления этнопсихологической подготовки военных кадров Российской армии. Каждому офицеру нужны конкретные знания о психологии народов России: специфичности их речевого общения, привычек, интересов, взглядов, вкусов, черт характера, норм нравственных и художественных ценностей, особенностей отношения к природе, людям. этнорелигиозных представлениях и настроениях. А также способы и приемы внешнего выражения эмоций, чувств, мыслей, приветствий, прощаний и т.д. Психология народа проявляется в сохранении и развитии традиций и обычаев прошлых поколений, в мнениях и оценках свойств и качеств других народов и т.д.
Этнопсихологическая подготовка курсантов и офицеров должна включать изучение традиционного отношения представителей разных народов к вступлению в брак и развод, к бездетности, мало- и многодетности, к контролю над рождаемостью, к заболеваемости и смертности, к добрачным связям. Военным кадрам важно знать традиционный брачный возраст у мужчин и женщин разных народов, доминирующее отношение к браку и безбрачию, условия заключения брака, положение женщины в семье и обществе, традиционные отношения между супругами, половые табу, отношение к внебрачным половым связям и детям, рожденным вне брака. Важно знать влияние на обычаи и традиции народа предписаний различных религий, если они глубоко укоренились в быту и влияют на демографическое поведение. Нельзя не считаться с известной предрасположенностью многих людей воспринимать действительность через призму усвоенных обычаев, традиций, установок. Как метко заметил французский мыслитель Монтень: «Мнения и обычаи нашей страны служат нам мерилами истинного и разумного» [4].
Командирам всех степеней важно знать и учитывать в руководстве интернациональную, общечеловеческую ценность культурного наследия каждого народа и народности, проживающих на территории Российской Федерации, поддерживать чувство этнической принадлежности. В то же время необходимо добиваться, чтобы сознание военнослужащих не ограничивалось узкоэтническими рамками, а наполнялось патриотическими идеалами, заботой о целостности России, ее оборонной мощи, принципами и положениями научного мировоззрения. Нельзя исключить в работе с людьми то положительное, что может дать религия в нравственном и патриотическом воспитании.
В работе с разноэтническим личным составом особенно недопустимы голое администрирование, высокомерие, грубость, общение с ним с позиций превосходства. Принцип поведения в общении с представителями разных народностей - глубокое уважение к достоинству, чести, культуре, языку и истории каждого народа. Не следует ставить цель - переделать в армии этнические стереотипы поведения военнослужащих. Надо чутко относиться к народным обычаям и традициям, быть терпимым, отзывчивым, искренним, доброжелательным. Вместе с тем, нельзя допускать этнического противопоставления «мы» и «не мы». Если различия между народами доводятся до абсурда: «мы - люди, а они - не люди», - возникает конфликт. При этом взаимодействие в духе этнической толерантности выступает не просто как отсутствие негативного, а скорее как наличие позитивного или нейтрального отношения к иной этнической группе, т.е. как готовность выполнять поставленные перед армией задачи вместе с представителями этой группы такими, какие они есть. Именно поэтому в военном училище все чаще встает вопрос проведения мероприятий воспитательного характера, направленных на формирование этнотолерантного сознания курсантов.
Важным фактором, обуславливающим направленность проявления и развития этнопсихологических особенностей курсантов, является воинская служба; воспитание и обучение. Условия жизни, службы в воинских коллективах, ближайшее окружение, интенсивное общение, боевая и общественно-государственная подготовка оказывают огромное, преимущественно положительное воздействие на личность.
Таким образом, этнопсихологической подготовке военных кадров в войсках, курсантов и слушателей в военно-ученых заведениях необходимо уделить пристальное внимание.
Одной из важных задач этнопсихологической подготовки военно-управленческих кадров является ознакомление их с этикетом, культурой, традициями, обычаями, психологией народов и народностей, проживающих не только на территории России, но также в других странах СНГ.
Такая подготовка предполагает расширение и уточнение знаний о слагаемых психологии народа, факторах, обуславливающих ее содержание, о соотношении психологии личности и психологии народа и др.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Волковицкий, Г.А. Мотивация военно-профессионального совершенствования //
Г.А. Волковицкий. - М.: Военная Академия им. Ф.Э. Дзержинского. - 1994. - 175 с. - Магомедова, Е.В. Толерантность как принцип культуры: Автореф. канд. филос. наук // Е.В. Магомедова. - Ростов н/Д. - 1999. - 22 с.
- Матис, В.И. Педагогика межнационального общения: учебник для вузов / В.И. Матис. - Барнаул: Изд-во БГПУ. - 2003. - 152 с.
- Монтень. Опыты // Монтень. - М.; Л., 1954. Кн. 1. С. 256.