Согласно современным взглядам наиболее значимым периодом процесса профессиональной интериоризации, характеризующегося формированием устойчивых представлений о будущей профессиональной деятельности и идентификацией личностного соответствия в выбранном профессиональном поле, является период обучения в вузе, которому соответствует окончательный выбор профессии и специальности.
Исследования рассматриваемого периода профессионального развития носят узконаправленный и дискретный характер. В частности, эксплицирована определенная гендерная асимметрия в ориентации молодежи высших учебных заведений на сферу будущей деятельности, в соответствии с которой большинство юношей отдают предпочтение трудовой деятельности в сфере промышленного производства, управления и предпринимательства. Для девушек на первом месте стоит здравоохранение, на втором - преподавание в школе, вузе и управление. При этом пятая часть студентов, по данным социологических исследований, не сделала своего выбора, то есть пришла в ВУЗ не для получения специальности, а за дипломом о высшем образовании (Матюшина Ю.В., 2004).
Актуальность рассматриваемой проблемы инициировала настоящее исследование особенностей профессиональной интериоризации на додипломной стадии, проведенное на модели 230 студентов-медиков старших курсов Волгоградского государственного медицинского университета, с паритетным соотношением юношей и девушек, из которых в соответствии с желанием студентов были выделены группы будущих хирургов и терапевтов. В ходе проведенного социологического исследования изучались мотивации выбора врачебной специальности, представление о характере предстоящей деятельности, состояние психологической готовности к выбранной специальности. Полученные данные рассматривались в соответствии с полученными методом экспертной оценки профессиограммами специалистов хирургического и терапевтического профиля. Обработка результатов проводилась методами вариационной статистики с вычислением параметрических (t-критерий Стьюдента) и непараметрических (χ-квадрат) критериев различия и коэффициентов корреляции с помощью пакета прикладных программ Excell for Windows.
Анализ мотиваторов выбора профиля специализации показал, что в среднем 66,5% студентов модельной группы хирургов и 71,3% студентов модельной группы терапевтов не могут конкретизировать причину выбора специальности. При этом юноши модельной группы хирургов достоверно чаще, чем девушки этой группы (25,2% против 6,2%; p<0,05) указали собственные причины выбора специальности (имеющие ярко выраженную альтруистическую направленность). Обращает внимание, что у юношей-«хирургов» достоверно чаще, чем у девушек выбор специальности согласован с мнением родителей (25,3% против 12,5%; p<0,05), чаще носит преемственный характер (семейные династии). Таким образом, выбор специальности хирургического профиля юношами более осознан, подкреплен практическими сведениями об особенностях специальности. Кроме того, юноши в модельной группе хирургов достоверно чаще, чем девушки (12,5% против 6,5%; p<0,05) считают выбранную специальность престижной, что можно считать косвенным признаком более выраженной мотивации на будущую деятельность.
В модельной группе терапевтов ряд студентов не смогли указать причину выбора, при этом число юношей достоверно больше, чем девушек (25,3% и 7,6%, р<0,05). Значение династии в выборе профиля специализации в этой группе, в отличие от альтернативной, имеет противоположную гендерную асимметрию. Учитывая, что девушки достоверно чаще, чем юноши указывают причиной выбора возможность карьерного роста и достоверно реже, чем юноши испытывают затруднение в определении причины выбора (p<0,05), можно предположить, что девушки в модельной группе терапевтов более осознанно подходят к выбору профиля специализации.
Интересна динамика профессиональных интересов, отражающая процесс интериоризации на этапе обучения в вузе. Так, в ходе исследования было выявлено, что в период обучения происходит переосмысление профессиональных мотиваций - в частности, уменьшается число (р<0,05) желающих стать хирургами, как среди юношей (практически в 2 раза), так и среди девушек (в четыре раза). Можно предположить, что на смену романтическим представлениям о хирургической специальности приходит практическое представление о сложности профессии хирурга.
В определенной степени подтверждают проблемы личностной идентификации в выборе профессии и специальности результаты проведенного нами пилотного исследования студентов модельных групп по методике «Дифференциального-диагностического опросника». Анализ полученных результатов показал, что среди студентов исследуемой выборки предрасположенность к социономическому типу профессии, к которому относится деятельность врача, выявлена у большей части студентов-юношей (58,2% в модельной группе хирургов и 62,5% в модельной группе терапевтов) и примерно у трети студенток-девушек обеих групп. Среди девушек достоверно чаще, чем среди юношей (p<0,05), встречаются лица с предрасположенностью к артономическому (в среднем 36,6%) и биономическому (в среднем 17,1%) типу профессий, а среди юношей (в среднем 38,5%) - к техномическому. Примечательно, что среди юношей и девушек модельной группы хирургов лиц, предрасположенных к техномическому типу достоверно больше, чем среди юношей и девушек модельной группы терапевтов (p<0,05).
В целом, проведенный медико-социологический анализ выявил следующие негативные явления процесса профессиональной интериоризации врача на додипломной стадии:
- Отсутствие у большинства студентов изначальной предрасположенности к профессиональной деятельности в системе «человек-человек», т.е. насыщенной социальным взаимодействием. Динамика профессиональных предпочтений в период обучения в вузе также отражает невысокий уровень личностной профессиональной идентификации на додипломной стадии.
- Не подкрепленный осознанными мотивациями выбор студентами старших курсов профиля врачебной деятельности, особенно среди девушек, выбравших хирургический профиль и юношей - терапевтический,
- Неадекватное представление о требованиях, необходимых для профессиональной реализации, особенно у студентов, выбравших хирургический профиль. В частности, будущие хирурги недооценивают сопряженное с профилем специализации нервно-эмоциональное и физическое напряжение, требующее определенного уровня соматического здоровья.
Отмеченные негативные явления детерминируют, так называемые, деструкции ожидания, и могут рассматриваться как факторы риска декомпенсации социально-профессиональной адаптации и развития профессиональных деформаций у врачей на постдипломной стадии.