Одним из перспективных направлений дизайна является проектирование предметной среды с учетом целеполагания потребителя. Научные исследования данного направления объединяются темой индивидуального дизайн-проектирования и осуществляются в русле новой области дизайна - эргодизайна. В предлагаемой статье рассматривается один из самых ответственных моментов человекоориентированного проектирования - композиционное представление рефлексивной связи предметной и целевой деятельности потребителя и возможность ее стандартизации с позиций индустриального производства. -
В эргономике давно и плодотворно изучается рефлекс, устанавливающий органические, физиологические связи предметно-целевой деятельности субъекта труда, например, в понятии «функционального органа» у И.М. Сеченова и Н.А. Бернштейна, как «позно-тонический рефлекс» в теории установки Д.Н. Узнадзе и «ориентировочного рефлекса» у П.Я. Гальперина. В том числе в современных исследованиях у В.В. Зефельда и О.Н. Чернышевой этот рефлекс рассматривается как «феномен фиксации рабочей позы». В культурологии и искусствоведении только в последние десятилетия проблема естественных, органических связей предметной и целевой составляющей деятельности человека встала в центр внимания специалистов, например у В.И. Тасалова, в связи с осмыслением и категоризицией нового стилистического направления - постмодернизма.
Предлагаем схему построения дизайнерской модели индивидуального проектирования исходя из структуры эргономической модели проектирования от человека. В эргономической модели, на первом уровне, ориентировочный рефлекс осуществляет предметно-целевую деятельность в идеальном плане. На втором уровне вступает в действие позно-тонический рефлекс, в результате чего наблюдается различение предметной обстановки труда и целеполагания, ситуации и потребности, это состояние установки - готовности субъекта к внешней деятельности. На третьем уровне происходит, с одной стороны, полная дифференциация обстановки и средств труда, оптимальной рабочей позы, рассматриваемой как тончайший универсальный инструментарий человека, с другой - оптимальных условий для достижения и удовлетворения потребностей. Здесь связующей категорией является геометрия моторного пространства индивида.
В дизайнерской модели индивидуального проектирования строится следующим образом. На первом уровне геометрия моторного пространства индивида в виде системы пропорций обусловливает, с одной стороны, структуру пластического модуля, ориентированного на ожидания потребителя, с другой стороны - смыслы и тропы, характеризующие эти ожидания. На втором уровне дизайнер осуществляет «сличение», «сканирование» метрических характеристик моторного пространства индивида с объективными характеристиками пространства смыслов, в результате чего у него появляется возможность, опираясь на свой опыт и интуицию, проектировать вещи с учетом индивидуальных характеристик потребителя. В этом случае профессиональный опыт проектировщика является собственно операцией преобразования, а «сличенные» пластический модуль и тропы - инвариантом. На третьем уровне происходит автоматизация некоторых удачных, устойчивых или повторяющихся «операций преобразования», их канонизация. Проектировщик теперь работает не только с инвариантами второго уровня, но и с устойчивыми, канонизированными правилами их преобразования. Со временем таких правил нарабатывается достаточно, для того чтобы их структурировать в синтаксическую систему нового визуального языка. Само явление языка, речи фактор социальный и следовательно обобщенный, с другой стороны - предлагаемый язык суть психики конкретного человека. Метрические характеристики нового визуального языка подвержены стандартизации и значит, создают условия для индустриального способа проектирования личностно-ориентированной предметно-пространственной среды обитания человека.Может закономерно встать вопрос о возможности успешного проектирования на первом или втором уровнях и неудачных компоновочных решениях на третьем уровне. Конечно, это может и должно случиться. Известно, что в арсенале живой природы много красивых и уродливых форм, но подавляющее большинство форм усредненных, отражающих определенную морфогенетическую норму. Живая природа не производит эксклюзивных форм - в ситуации, когда все формы уникальны, исчезает смысл понятия «эксклюзивность».
Подходит к завершению работа по созданию антропометрического модуля, конструктивно выражающего геометрию моторного пространства человека. Российскими учеными успешно ведутся разработки системы тропов и смыслов, объективно отражающих ожидания конкретного потребителя. Впереди всех нас ждет большая и плодотворная работа по созданию нового визуального языка.