В настоящее время в связи с новыми экономическими условиями ведения сельскохозяйственного производства имеет большое значение увеличение производства продукции животноводства при снижении долей производственных и общехозяйственных затрат. Одним из путей решения этой задачи является выполнение мероприятий, направленных на повышение иммунного статуса сельскохозяйственных животных, на основе снижения влияния вредных факторов окружающей природной среды естественного и антропогенного происхождения на организм продуктивных животных.
В условиях Мордовии в последнее десятилетие, в связи с наличием ряда предприятий химической, светотехнической, загруженности автомобильных транспортных магистралей, постепенно ухудшается экологическая ситуация, и как результат такого негативного влияния возрастает загрязненность сельскохозяйственных угодий. Все это отражается на здоровье животных и человека.
Факторами передачи могут являться продукты, в том числе и животного происхождения. Закономерности распространения инвазии в зависимости от времени года нет.
Пик интенсивности заболевания - весна (с апреля по июнь), резкое снижение - осенью (с августа по ноябрь). Сезонность криптоспоридиозной инвазии связана с источниками распространения болезни. Первичными источниками для молодых животных являются синантропные и дикие грызуны, кошки. В популяции грызунов криптоспоридии обнаруживаются в течение года, следовательно, они могут быть резервуаром и потенциальным источником распространения болезни. Выделяемые ими ооцисты контаминируют окружающую среду, в которой находятся восприимчивые молодые животные. Высокая степень инвазии среди животных весной, когда наблюдается выделение большого числа ооцист грызунами, а также кошками, имеющие с ними экологические и трофические связи. Это приводит к перезаражению здорового поголовья животных (Шибалова Т.А., 1987). Основным источником заражения являются больные и переболевшие животные, выделяющие ооцисты с экскрементами. Загрязненные ооцистами предметы окружающей среды (помещения ферм, корма, предметы ухода за животными т.д.) становятся постоянным источником инвазирования восприимчивых к заболеванию животных.
Заражение происходит при непосредственном контакте с инфицированным животным или человеком, а также с объектами окружающей среды контаминированными криптоспоридиями. Доза ооцист, при которой происходит заражение, очень мала - при 1000 - 100%, при 132 - 50%, при 30 - 20%.
Повышение восприимчивости к этой инвазии вызвано ростом вторичных иммунодефицитов из-за ухудшающейся экологической ситуации, не качественного питания и водоснабжения, широкого применения антибиотиков и других лекарственных препаратов. Водный путь распространения является основным путем передачи возбудителя. Опасность состоит в том, что большинство современных технологий не позволяет добиться очистки воды от криптоспоридий. Это связано с резистентностью ооцист к дезинфектантам, к хлорированию и с малыми размерами ооцист, позволяющими проходить через многие фильтры.
Исходя из этого, нами были проведены следующие исследования по изучению распространенности криптоспоридиоза среди животных и также людей.
Изучение распространения криптоспоридиоза проводили путем приготовления нативных мазков из фекалий животных и содержимого кишечника у павших, а у населения - из фекальных масс, взятых выборочно, проживающих в различных районах г. Саранска РМ. Приготовленные мазки после подсушивания на воздухе и фиксации окрашивали методом Циль-Нильсена. Просматривали не менее 100 полей зрения микроскопа. По количеству обнаруженных ооцист определяли интенсивность инвазии: слабая - до 5 ооцист в 100 полях зрения, средняя - до 1 в поле зрения и сильная - более 1 в поле зрения.
Обследовав 75 проб взятых у жителей
г. Саранска, из них криптоспоридии обнаружили у 28 (37,1%). Наибольшую инвазированность людей криптоспоридиозом отмечали в Октябрьском районе, так как в этом административном районе находятся подсобные хозяйства, и наибольший процент населения заняты работой на животноводческих фермах. В Ленинском районе сгруппированы крупные рынки, где наблюдается контакт людей с продуктами питания, и экстенсивность инвазии достигает 34,6%. Наименьшую экстенсивность инвазии отмечали в Пролетарском районе - 27,7%. Экстенсивность инвазии по трем районам варьировала от 27,7% до 45,1%.
При исследовании животных установили следующее:
Из 397 исследованных телят зараженными криптоспоридиозом оказались 128 (32,2%), а у поросят при исследовании 609 проб инвазированными оказались 120 (19,7%).
Для выяснения распространения криптоспоридиоза свиней в хозяйствах Республики Мордовия проводили анализ данных ветеринарной отчетности и результатов копрологических исследований 15609 животных.
Наши исследования показали, что распространение криптоспоридиоза свиней в обследованных хозяйствах из всех климатогеографических зон республики неодинаково. Экстенсивность инвазии свиней в хозяйствах, где проведены исследования, варьировала от 0,1 до 44,5% при криптоспоридиозе.
Таким образом, анализируя зараженность людей и животных криптоспоридиозом, мы видим, что она неодинакова. Во-первых, это объясняется в основном природно-экономическими особенностями исследованных районов, так как источником инвазии могут выступать не только сельскохозяйственные, но и мелкие домашние животные (кошки и мыши), а также человек.
Во-вторых, объясняется циклом развития криптоспоридий, то есть все циклы развития происходят в организме одного и того же хозяина и завершаются формированием 2 типов ооцист. Ооцисты первого типа, составляющие большинство имеют толстую стенку и выводятся с фекалиями. У оставшихся у которых тонкая стенка, они освобождают спорозоиты в кишечнике, вызывая аутоинвазию. Это объясняет длительное сохранение паразита в организме хозяина даже при отсутствии повторных заражений, а выделившиеся толстостенные ооцисты являются устойчивыми к действию неблагоприятных факторов, способных длительно сохранять жизнеспособность и инвазионность во внешней среде от 4-6 месяцев до 1 года.