В судьбе и памяти каждой школы можно выделить сокровенное ядро, центр внимания и предмет гордости всего коллектива - это творческие, самоотверженные и продуктивные учителя и их выдающиеся ученики. Такие учителя помогают каждому учащемуся, в чем-то проявившему одаренность, выявить и развить свои способности до значительных и социально значимых успехов. По-видимому, в этом состоит основная задача школы - ввести своих выпускников в зону компетентности различных областей знаний и умений.
Жизнь многократно убеждает нас, что нет неспособных детей. Просто в отдельных случаях школа не выявляет существенных параметров личности, оценивая способности и одаренность учащегося по заданным "штампам". Выделение двух стандартов - "стандарта возможностей обучения" и "стандарта подготовки учащегося" подтверждает необходимость глубокой самооценки и постоянного развития спектра профессиональных функций педагогического коллектива [1].
Работа с одаренными детьми начинается с развития реальной способности и возможности системы выявить разнообразные природные задатки в ходе многоплановой школьной жизни. В этом заключен многозначный потенциал всей системы нравственного и патриотического развития образовательного коллектива.
Целью сообщения является желание предоставить коллегам для продуктивного обсуждения накопленный Национальной татарской гимназией (НТГ) опыт проектно-исследовательской деятельности.
Гимназия была организована десять лет тому назад с целью реализовать естественную потребность этнического сообщества сохранить свое национально-культурное своеобразие в условиях взаимопроникновения культур современной информационной цивилизации. Особая роль здесь отводится воспитанию татарской интеллигенции, достойно представляющей в поликультурной среде интеллектуальное и духовное богатство активно развивающегося коренного этноса Поволжья [2].
Естественнонаучные аспекты мировоззрения учащихся гимназии формируются и утверждаются в учебной практике и во внеклассной работе. Следует заметить, что в учебном плане широко представлен этно-культурный компонент, связанный с изучением татарского языка и истории, с приобщением к фольклору и народным традициям. В этих условиях мы сочли целесообразным большую часть мировоззренческих и прикладных разделов ряда естественнонаучных дисциплин объединить в авторском курсе "Основы безопасности жизнедеятельности и экологии человека" (5-11 классы). Этот курс преподается в гимназии седьмой год и направлен прежде всего на развитие нравственного мировоззрения активного, вдумчивого и осторожного исследователя, дальновидного и бережливого пользователя природными богатствами своего региона и родной страны в целях процветания всей Биосферы [3, 4, 5, 6].
Программа Курса общей безопасности строится на идеях экологической культуры как оптимального отношения человека и природы. В ходе обучения, начиная с 5-го класса, последовательно интегрируются разнообразные аспекты реальной безопасности на основе знаний, полученных по таким предметам, как биология, география, история, обществознание, физика, химия, математика, литература, физическая культура.
В основе преподавания Курса - диалог, который реализуется на уроках в ходе лекции-беседы и углубляется за счет регулярных письменных проблемных (ситуативных) вопросов-заданий.
Ключевое значение в программе имеют две беседы, активизирующие внимание и интерес учащихся к акмеологическим, аксиологическим и прикладным аспектам содержания Курса: в начале обучения 9-го и 11-го классов [7,8].
Кроме познавательной ценности таких бесед, учащиеся приобретают навык самооценки и самоопределения - крайне необходимой рефлексии для успешного взаимодействия в системе "ученик-класс-учитель". В ходе этих установочных бесед раскрывается цель и смысл школьного образования как основы саморазвития личности на пути к успеху и радости и проявляются способности отдельных учащихся к рефлексии, их потребность к осознанию и выражению своих впечатлений, суждений и убеждений. Особое внимание старшеклассников обращается на их навык наблюдения, сравнения, анализа и обобщения, терпеливо развивающийся до потребности, основанной на способности различать, с целью накопления опыта и приобретения компетенции [9, 10, 11].
К старшим классам подросткам необходимо иметь ясное представление о своеобразии разных подходов освоения человеком Природы, включая и себя самого. Человек, кроме научного подхода, использует разнообразные пути к успеху: вегетативный (на языке тинэйджеров - "ботва"); образно-чувственный, эмоциональный (от природной "дикости" до эстетики искусства), мистический, религиозный, что определяется различным пониманием целей и ценностей [12, 13].
Эклектика "обыденного сознания" современного российского сообщества, в значительной степени утратившего народную мудрость "здравого смысла", содержит ряд деструктивных предрассудков, осложняющих миропонимание. Все это требует четкого описания и разъяснения атрибутики исследовательского подхода, представлений о "принципе реальности" и противоположном экстенсивном пути к жизненной цели - "принципе удовольствия" [4].
Работа с заинтересованными и одаренными детьми, склонными к исследованию и рассуждению, в гимназии приняла формы кружковой деятельности различных секций научно-познавательного общества (НПО) НТГ "Зеркало" (Чагылу).
Цель НПО - объединение и поддержка усилий коллектива НТГ, направленных на исследования, анализ и прогноз социальных, природных и техногенных процессов, затрагивающих нашу жизнь.
Основная задача НПО - в совместной работе учащихся и их руководителей осваивать и развивать алгоритмы прикладных исследований от замысла и формулировки гипотезы до оформления результатов работы в виде устных докладов и письменных сообщений.
Наиболее ярким примером успешного развития исследований, выполняемых учащимися НТГ, является теперь уже трехлетний опыт экологического мониторинга здоровья среды г. Саратова и его окрестностей [14].
Принимая во внимание основную задачу гимназии - формирование национальной татарской интеллигенции - коллектив НПО "Зеркало" обратился к проектно-исследовательской деятельности с целью социометрического описания Образа выпускника [15].
Этот психологический групповой автопортрет раскрывает анонимными ответами различные черты личности опрошенных подростков.
За пять лет работы НПО "Зеркало" было освоено несколько направлений социологических исследований, посвященных описанию Образа выпускника [16, 17, 18, 19].
Специальные циклы сравнительного анкетирования старшеклассников трех образовательных коллективов г. Саратова посвящались социальной психологии общения и компетенции вербальной коммуникации. Основной прикладной целью этой серии опросов было развитие представлений о терпимости общения [20].
Особый интерес, в связи с повышенным вниманием к здоровью подростков, представляет выполняемое в режиме мониторинга анкетирование старшеклассников "13 вопросов про удовольствие и риск". Система опроса раскрывает динамику развития отношения юношей и девушек к собственным удовольствиям, увлечениям, вариантам отдыха, к алкоголю и пьющим, к табаку и курящим, к наркотикам и наркоманам.
Проектно-исследовательская деятельность школьного коллектива, во-первых, развивает у заинтересованного учащегося потребность исследовательского успеха, радости преодоления трудностей и ощущения собственной силы воли в саморазвитии: "Я это хочу, могу и знаю, как делать!" Во-вторых, эта работа дает заинтересованным, одаренным и настойчивым учащимся, выполняющим исследовательские проекты, навыки реализации алгоритма научной работы от замысла и формулировки гипотезы до представления результатов научной работы; а остальным демонстрирует посильность такой задачи.
НПО НТГ "Зеркало" выработало систему оптимальных функциональных обязанностей полноправных соавторов совместной исследовательской работы - учащихся и их научных руководителей [21].
Система регулярной проектно-исследовательской деятельности способствует углублению развивающего взаимодействия всех участников образовательного процесса. Учащиеся разных классов объединяются в ходе совместных действий при выполнении полевых и камеральных этапов экологических работ. Коллектив гимназии сплачивается в процессе заинтересованного самопознания на основе социометрических работ. Постепенно в гимназии вырабатывается устойчивое сотрудничество в стремлении к общему успеху - совместному развитию.
Заинтересованная и одухотворенная исследовательская деятельность одаренных учащихся ведет к творческому саморазвитию, утверждению навыков научного познания мира и убежденности в своей способности добиться не только радости открытия, но и общественного признания.
Автор благодарен своим единомышленникам и коллегам по работе О.В. Никитиной, И.А. Махровой и Е.М. Кобзевой за ценные замечания и предложения при обсуждении рукописи сообщения.
Литература
- Фирсов В.В. // Уровневая дифференциация обучения. Из опыта работы. Вып. 1. М.: НПО "Перспектива". 1993. С. 4-14.
- Саласкина З.И. / Современные проблемы этничности. Сб. науч. статей по матер. межвуз. конф. "Современные этнические процессы" (25.10.00 г). Саратов: СГТУ, 2001. С. 91-96.
- От экологических знаний - к картине мира. // Вестник образования. Мин. Образования РФ. "Просвещение". 1993, № 7. С. 2-40.
- Безопасность человека: учебно-методическое пособие для образов. учрежд. /Под ред. Шершнева Л.И. М.: Фонд нац. и междунар. безопасности, 1994. 472 с.
- Концепция непрерывного экологического образования и воспитания населения Саратовской области /Под ред. чл.-корр. РАЕН, проф. Р.К. Черновой/ Саратов, 1995. 40 с.
- Суравегина И.Т. /Образование для устойчивого развития: поиск стратегии, подходов, технологий. Сб. тез. Всерос. Конф., 13-15.09.01 г, СПб /Под ред. С.В. Алексеева, СПб.: Изд-во "Лань", 2001. С. 54-56.
- Немцов А.А. // Педагогика, 2002, №4 . С. 15-20.
- Психологический словарь. /Под общей ред. Ю.Л. Неймера. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. 640 с.
- Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: ВЛАДОС, 1994. 336 с.
- Корсунцев И.Г. Прикладная философия: субъект и технологии. Учебное пособие. - М.: Российское философское общество, ИПКгосслужбы, 2001. 356 с.
- Ильин И.А. Пути духовного обновления. Собрание сочинений: В 10-ти томах. Т 1. М.: Русская книга. 1993. 400 с.
- Лоренц Конрад. / Оборотная сторона зеркала. Пер. с нем. М.: Республика, 1998. С. 4-61.
- Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности: Пер с англ. М.: Прогресс, 1990. 192 с.
- Фахрудинова Э. и Султанова Н.// Экологическое образование. М. 2002, № 4.С. 50-53.
- Семенов А.Л. /Московские образовательные стандарты. Проект. Москва.: НПО «Образование для всех». 1995. С. 41-45.
- Лапшов В.А. /Инициатива молодых. Тез. докл. регион. учебно-науч. конф. "Инициатива молодых" (26-28.03.01г., г. Саратов). Саратов: Лицей № 37. Фонд "Рацея", 2001. С. 10-11.
- Лапшов В. А. / Социальное неравенство и образование: проблема, исследования, действия. Матер. междунар. семинара (16-17.02.01 г., Саратов). Саратов : СГТУ, 2001. С. 150-163.
- Лапшов В.А. / Современные проблемы этничности. Матер. докл. межвуз. науч. конф. "Современные этнические процессы" (Саратов, октябрь 2000 г.) Саратов: СГТУ, 2001. С. 85-91.
- Лапшов В.А. /Проблемы образования и воспитания в полиэтническом сообществе Сб. науч. трудов /Под ред. проф. И.Р. Плеве, проф. С.И. Замогильного. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002. Ч. I. С. 213-227.
- Лапшов В.А. /Города региона: культурно-символическое наследие как гуманитарный ресурс будущего. Матер. междунар. научно-практ. конф. (Саратов, 15-17.04.03г.) /Под ред. проф. Т.П. Фокиной, Саратов, Изд. СГУ, 2003. С. 75- 79.
- Лапшов В.А. /Инициатива молодых. Тез. докл. регион. учебно-научной конф. учащихся 8-11 кл. и учителей ОУ (г. Саратов 26-28.03.02 г.). Саратов : Издательство "Надежда", 2002. С. 100-102.