В последнее десятилетие в системе образования происходят глобальные перемены. Осуществляется переход от унитарной модели школы, просуществовавшей многие годы, к дифференцированному, вариативному, личностно-ориентированному образованию.
При всей важности индивидуального подхода к учащимся со слабой учебной мотивацией не следует ослаблять внимание развитию интеллектуальных способностей у одаренных детей.
Одной из методических задач, в решении которой должны принимать участие учителя химии, является формирование у учащихся представлений о единой научной картине мира.
Особенность существующего и экспериментальных базисных учебных планов состоит в том, начало изучения таких естественных наук, как биология, география, экология опережает появление в 8-м классе нового предмета - химии. При этом в 6-7 классах учащиеся должны оперировать значительным объемом химических знаний. Например, учебный материал практически всех тем физической географии 7-ого класса («Атмосфера», «Литосфера», «Гидросфера», «Биосфера») подразумевает знание полутора десятков химических элементов, названий соединений, не упоминавшихся в курсе природоведения. Учитель биологии должен дать представления о таких веществах, как хлорофилл, глюкоза, сахароза, целлюлоза, жиры, белки и др. Начальные знания физики также во многом сопряжены с химическими понятиями. Не будет преувеличением сказать, что химия выполняет своеобразную интегрирующую роль в системе естественных наук.
В этой связи логичным было бы начать изучение химии не с 8-ого, а с 7-ого класса общеобразовательной школы.
Идея раннего изучения химии не нова. По нашим данным, от 3 до 5% общеобразовательных учебных заведений ряда субъектов Российской Федерации уже практикуют введение химии с 7, а иногда и с 5-6 класса за счет школьного компонента. Однако общепризнанной программы курса, как и устоявшегося учебно-методического комплекта, до сих пор не существует. Наиболее удачными предложениями следует считать учебник «Физика. Химия» А.Е. Гуревича с соавторами [2], программу и учебник Г.М. Чернобельской «Введение в химию» [3], а также недавно опубликованную программу А.В. Аббакумова [1]. Однако в большинстве случаев учителя химии просто делят на два года программу и учебник химии 8 класса.
В качестве основных аргументов в пользу раннего изучения химии можно привести следующие доводы.
Во-первых, курс химии средней школы во взаимосвязи с другими предметами дает учащимся богатый фактический материал, способствует усвоению законов и категорий материалистической диалектики, использованию для разрешения возникающих проблемных ситуаций диалектической логики. Междисциплинарные связи призваны заложить основы мировоззренческих взглядов, оценочных суждений, расширить естественнонаучный кругозор учащихся.
Во-вторых, значительное увеличение объема материала курса химии в старших классах требует от учителя постоянно поддерживать напряженный темп его изучения. Это ставит учащихся в трудное положение. Основываясь на данных отечественных психологов и учитывая психологические особенности подросткового возраста (стремление к самоутверждению, способность к гипотетико-дедуктивным рассуждениям, логическому мышлению), можно утверждать, что оптимальным для начала изучения естественных наук является возраст 12 лет.
В течение 12 лет нами проводится эксперимент по раннему изучению химии. Можно подвести первые итоги, проанализировать результаты.
Опыт преподавания показал, что учащиеся 7 класса с большим интересом, увлечением постигают параллельно основы химии, физики, биологии, географии, экологии. Качество знаний по этим предметам составляет не менее 80%. Одновременное изучение этих предметов благоприятно для осуществления межпредметных связей, создания у ребят именно в этом возрасте представления о единстве окружающего мира, месте человека в нем, определенной культуры мышления и поведения, разумного и ответственного отношения к себе, людям и среде обитания.
Показателен тот факт, что одаренные дети из класса раннего изучения химии становились победителями олимпиад всех уровней от школьного до областного не только по химии или биологи, но и по математике, информатике, физике.
Изучение химии с 7 класса позволило решить, по меньшей мере, три задачи. Во-первых, значительно разгружена программа восьмого класса. Насыщенность и сложность материала, обилие новых понятий и терминов отталкивали многих восьмиклассников, ставили химию в разряд «трудных» предметов. Во-вторых, отсутствие информационной перегрузки позволяет учителю занимательно изложить материал, показать роль химии в повседневной жизни человека, ввести элементы предпрофильной ориентации учащихся. Это способствует развитию интереса к предмету, позволяет уделить больше внимания одаренным ребятам, побудить естественнонаучные способности у остальных. Третьим взаимосвязанным элементом является отработка первых навыков химического эксперимента. Программа восьмого класса не позволяет уделить достаточного внимания знакомству с лабораторной посудой и оборудованием, научить основам измерения веществ и простейших операций с ними.
Богатый методический материал, накопленный за годы эксперимента, нуждался в систематизации и обобщении. В настоящее время нами в соавторстве с Заслуженным учителем России О.С. Габриеляном создается учебник для 7 класса «Волшебная химия». Программа курса, рассчитанного на 1 час в неделю, содержит 4 темы: «Откуда и как произошла химия», «Мир химических веществ», «Путешествие вглубь вещества» и «Изменения веществ».
Во вводной части обобщены химические знания ребят из курсов природоведения, географии, ботаники, экологии, показана роль химии в системе естественных наук.
Краткий экскурс в историю химии сочетается с первыми представлениями о лабораторной посуде, оборудовании химического кабинета, правилах техники безопасности и простейших операциях с веществами.
Подробно дана иерархия понятий «вещество - материал - физическое тело». В едином блоке логично сочетаются понятия чистого вещества и смеси, массовой (объемной) доли примесей, методы разделения и очистки веществ.
В третьей теме приведены первые сведения о строении вещества, атомах и молекулах, веществах простых и сложных. Отрабатывается навык расчета массовых долей элементов в соединении и вывод формулы вещества по массовым долям элементов.
В теме «Изменения веществ» охарактеризованы физические и химические явления, рассмотрены признаки химических реакций.
Учебник планируется издать с обилием цветных иллюстраций, описанием нескольких десятков познавательных опытов и простейшего домашнего эксперимента с использованием доступных веществ бытовой химии и пищевых продуктов. Впервые в учебнике по химии даны ссылки на Интернет-ресурсы, содержащие дополнительную информацию по теме урока.
Занимая среди наук о природе важнейшее место наряду с физикой и биологией, химия вносит существенный вклад в понимание единой научной картины мира. Как и другие естественные науки, химия не только изучает природу, но и обеспечивает человека знаниями для практической деятельности, развития материального производства. Раннее изучение химии способствует интеграции предмета с другими дисциплинами, создает основу для всестороннего образования школьников, подготовки их к труду, существенно повышает воспитательный потенциал.
- Аббакумов А.В. // Химия в школе. 2003. №5. С.51-54.
- Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. Физика. Химия. 5-6 классы. Учебник для общеобазоват. учебн. заведений. - М.: Дрофа, 1999. - 192 с.
- Чернобельская Г.М., Дементьева А.И. Введение в химию: Мир глазами химика: 7 кл.: Учебн. Пособие для уч-ся общеобразоват. учебн. заведений. - М.: Владос, 2003. - 256 с.